Тайна аккумулятора лунного багги: как инженеры NASA прошли по грани
Первая, конечно, та, на которой Нил Армстронг устанавливает на спутнике Земли американский флаг. На второй один из космонавтов управляет небольшой машинкой, похожей на карт или небольшой багги. Правильно она называется Lunar Roving Vehicle («лунный вездеход»), или попросту LRV.
Автомобили американские космонавты брали с собой на Луну трижды: во время миссий Apollo 15, 16 и 17 (перед этим было еще три полета «безлошадных» экипажей). В одном из следующих материалов я опишу подробнее этот необычный автомобиль, а пока предлагаю заценить его самую интересную фишку – аккумулятор.
Луна – это жара и мороз
Инженерам NASA предстояло создать очень легкий аккумулятор, но главное – устойчивый к экстремальным температурам. Лучшие из земных электромобилей способны работать при температурах от -40°C до +50°C. Но на Луне температура колеблется от -130°C до +120°C. Ни один из существующих видов аккумуляторов такой диапазон не выдержал бы.
В конце концов инженеры решили – ну и шут с ними с морозами, все равно миссии будут работать на светлой стороне Луны, а значит, температуры будут скорее высокими, чем низкими. И выбрали для багги серебряно-цинковые аккумуляторы, более устойчивые к жаре, чем любые другие.
Даже эти аккумуляторы не могут работать при температуре выше +63°C, поэтому их оснастили радиационной системой охлаждения – зеркалами, излучающими тепло в пространство.
Злополучное крыло
Эта система охлаждения отлично работала в миссиях 15 и 17, а в 16-й дала сбой. На одной из рытвин космонавт обломил грязевой щиток, не дававший колесу поднимать пыль. Зеркала запылились и уже не могли охлаждать аккумуляторы.
Тогда Центр управления полетами порекомендовал космонавтам подключать аккумуляторы по очереди, чтобы один охлаждался, пока второй работает. Это уменьшило мощность автомобиля, но позволило ему благополучно отработать до конца миссии.