Загадки монумента «Покорителям космоса» или как СССР отметил запуск первого спутника
В 1957 году СССР запустил в космос первый искусственный спутник. Большой успех решили отметить по-советски – а что может быть более советским, чем новый крутой монумент? Видимо, так рассуждали в коридорах Компартии, когда объявили народный конкурс на проект сооружения.
На объявленный конкурс было прислано более тысячи проектов не только из СССР, но и из других стран – из этого видно, какой энтузиазм начало космической эры тогда вызывало во всем мире. Из всей массы вариантов отобрали работу «Народ-созидатель», присланную скульптором Андреем Фалдышем-Крандиевским, архитекторами Михаилом Барщиным и Александром Колчиным, и инженером Львом Щипакиным.
Монумент этих авторов был создан в минималистическом стиле, непривычном для Советского Союза – стела, изогнутая параболой и изображающая шлейф дыма за взлетающей ракетой, а на вершине сама ракета, едва видимая с земли. Сравните его с помпезностью сталинской архитектуры ВДНХ – контраст будет поразительным.
И начались изменения
Но вот беда: конкретное техническое решение для монумента авторы не проработали. Они хотели, чтобы стела была сделана из полупрозрачного дымчатого стекла с подсветкой изнутри. Пришлось подключить к работе специалистов из ЦНИИПСК — специализированного института по строительным материалам и конструкциям.
От стеклянного монолита пришлось с сожалением отказаться. Было решено заменить его на конструкцию из стальных решетчатых ферм. Снаружи она облицована титановыми пластинами, не ржавеющими и красиво играющими в свете солнца и фонарей. Есть легенда, что использовать титан предложил Сергей Королев, главный конструктор первых советских ракет и космических кораблей.
Пока шла подготовка, космическая отрасль наращивала мышцы. В космос отправились люди, и решено было изменить название монумента на «Покорителям космоса». Обелиск стал расти в размерах. Первоначальный проект предусматривал высоту 50 метров. Но потом его увеличили. Затем Королев предложил в стилобате (основании монумента) поместить музей космонавтики, что добавило еще несколько метров. В итоге построенный монумент достигает в высоту 107 м, а ракета на его вершине – 11 метров.
В какой-то момент архитекторы осознали, что будущий памятник резко диссонирует с ансамблем Ленинских гор и его перенесли ближе к ВДНХ. Это один из тех случаев, когда удачное решение приходит пусть и не сразу, но не слишком поздно. Именно здесь, в Останкино, монумент оказался наиболее уместным сразу по нескольким причинам.
Во-первых, этот район Москвы буквально изобилует космическими артефактами. Многие улицы названы именами космонавтов или отцов-основателей космонавтики.
Во-вторых, через несколько лет после открытия монумента появилась возможность перед ним создать аллею с бюстами выдающихся деятелей космической отрасли.
Наконец, так монумент оказался ближе всего к городу Королёву, бывшему поселку Подлипки, ставшему родиной советской ракетной и космической отрасли. Кстати, сам Королев, живший в этих местах, в последние годы жизни активно интересовался ходом проекта и во время вечерних прогулок часто наведывался на строительную площадку.
Как читать барельеф на стилобате
Многие советские барельефы кажутся скучными – все пафосно и однообразно. Однако, если знать определенные нюансы, то становится интересно. Например, вы догадаетесь, что за собака изображена на барельефе? Это лайка – первая собака, полетевшая в космос.
Среди людей на изображении можно найти представителей разных профессий, в том числе программиста – тогда компьютеры только-только начали применяться. Сегодняшнему айтишнику найти его будет непросто – для этого нужно вспомнить, что в те времена устройством ввода и вывода в компьютерах были перфоленты.
При этом на барельефе нет ни одного политического деятеля – если не считать портрет Ленина на транспаранте, который несут трудящиеся. В демократические хрущевские времена изображать живых политиков на статуях и картинах считалось дурным тоном.
Нет на нем и Сергея Королева — говорят, когда он узнал, что архитекторы хотят включить его изображение, то вышел из себя.
Долгострой
Ракеты в СССР строили быстро, а работы над обелиском затянули довольно сильно. Торжественное открытие «Покорителям космоса» состоялось 4 октября 1964 года – спустя целых шесть лет после выбора проекта. Огромную стелу весом в 250 тонн собрали на земле и поднимали специальными кранами.
Двери музея, замысленного Королевым, вообще оставались закрытыми долгие годы спустя. Только 10 апреля 1981 года, по случаю двадцатилетия полета Юрия Гагарина, он был наконец-то открыт для посещения. Сам конструктор не дожил до этого момента 15 лет.
Если будете в Останкино, дойдите до «Покорителям космоса». Теперь вы посмотрите на него другими глазами.