Почему с вагонов исчезли буферы: ответ ищите в «Анне Карениной»

Хотя на старых вагонах их еще можно увидеть, современная техника российских железных дорог блистает отсутствием этих стальных блинов.
Почему с вагонов исчезли буферы: ответ ищите в «Анне Карениной»
Voron SPB / TrainPix
На поездах буферы появились еще в 19 веке.

В те годы локомотивы и вагоны соединяли в состав с помощью так называемой винтовой сцепки: на каждой единице поездного состава спереди и сзади были крюки, на которые накидывалась чугунная упряжь. Эта сцепка могла работать только на растяжение и не защищала вагоны от столкновения друг с другом – например, при торможении поезда или при использовании толкающего локомотива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Винтовая сцепка паровоза
Винтовая сцепка
George Shuklin / Wikipedia

Как устроены

Тут и выходят на сцену буферы (кстати, не говорите «буфера", если только не хотите насмешить бывалых железнодорожников). Внутри каждого из них встроен амортизатор – по сути, толстая пружина. Буферные тарелки справа и слева имеют чуть разную форму: одна из них выпуклая, другая вогнутая. Поэтому, когда вагоны сцепляются, выпуклая тарелка всегда встречается с вогнутой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Буфер тарельчатый
Mbdortmund / Wikipedia

Буферы по-своему опасны

Вспомните роман «Анна Каренина» знаменитого русского писателя Льва Толстого: его главная героиня однажды увидела, как железнодорожного рабочего раздавило между двумя буферами при сцеплении поезда, и это подтолкнуло ее к идее броситься под поезд. В то время это была самая частая причина смертельных травм на железных дорогах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, буферы мешали составителям поездов дотянуться до сцепки для ее соединения или разъединения. Есть у них и другие недостатки, поэтому железные дороги СССР с 1957 года перешли на автосцепку – сцепное устройство, которое выглядит как две руки, зацепленные друг за друга. В автосцепку встроены собственные амортизационные устройства, получившие название поглощающего аппарата, поэтому она может работать и на сжатие, и на растяжение.

Российская автосцепка СА-3 фото
Российская автосцепка СА-3
Martin Hawlisch / Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жалко отказываться

Тем не менее, вагоны продолжали оборудовать буферами еще несколько десятилетий. Считалось, что они помогают погасить поперечные раскачки поезда. В конце концов, железнодорожники убедились, что буферы помогают как мертвому припарки, и отказались от них.

Европа vs Россия

В отличие от российских, европейские железные дороги не отказались от винтовой сцепки по ряду причин. Поэтому поезда в Европе до сих пор оснащаются буферами.

Европейский локомотив
Electrolok