«Да ладно!» Сколько стоит заправить автомобиль на топливной ячейке
Топливный баллон этого среднеразмерного седана имеет объем 142 литра и вмещает 5,6 килограмма водорода. В разных частях света стоимость водорода может отличаться. Например, на немногочисленных водородных автозаправках в Калифорнии она достигает $36 за килограмм. Наши коллеги из издания Top Speed подсчитали, что полный бак обойдется в $201,6.
Еще больше приходится платить владельцам водородного кроссовера Hyundai Nexo. Бак корейской модели вмещает 6,3 кг водорода – $226,8 или более 20000 руб. по текущему курсу.
Как работают автомобили на топливных ячейках
Силовые установки Nexo и Mirai очень похожи. Водород хранится под высоким давлением в баллоне, опутанным датчиками и системами безопасности на случай утечки газа.
Система подачи топлива смешивает водород с воздухом в нужной пропорции и отправляет в топливную ячейку. В ней водород соединяется с кислородом, образуя воду и электричество. Энергия запасается в небольшом аккумуляторе – у Toyota Mirai его емкость составляет всего 1,2 кВт/ч, у Hyundai Nexo – 1,56 кВт/ч. Аккумулятор питает электромотор, как в электромобиле.
Mirai & Nexo: парный портрет
Водородных автомобилей в мире всё ещё очень мало – учитывая стоимость заправки, это неудивительно. По сути, ваш выбор во многих странах будет ограничен Toyota Mirai и Hyundai Nexo. Причем оба производят двойственное впечатление.
Toyota Mirai
Это среднеразмерный седан или лифтбек, в США цены на него начинаются от $50,000 – существенно выше, чем у электромобилей или тем более у бензиновых автомобилей сравнимого класса. Правда, в качестве бонуса идет бесплатная заправка водородом на сумму до $15,000, которую можно потратить в течение 6 месяцев.
Кроме этого, владелец машины получает все те же льготы и субсидии, что и аккумуляторные электромобили.
Динамика у Mirai скромная: электромотор мощностью 182 л. с. разгоняет его до 100 км/ч за 9,1 секунды.
По паспорту водорода в баке хватит на 650 км, однако реальные замеры показали, что пробег на одной заправке не превышает 500 км.
Кузов отличается отличной обтекаемостью с коэффициентом сопротивления Cx всего 0,29.
За прошлый год Toyota продала 2 737 водородных «Мираев». Много это или мало? Мало, если сравнивать с производством Toyota – по сути, каждая тысячная машина. Впрочем, Mirai по популярности превысила Toyota Supra на целых 85 единиц.
Hyundai Nexo
В отличие от японской модели, корейский кроссовер имеет спорный дизайн. Цена на него еще выше, в США от $60 000. С машиной предлагается такой же бонус в размере $15 000 на бесплатную заправку, который можно использовать в первые три года.
Автомобиль оснащается электромотором мощностью 161 л. с., а паспортный пробег составляет 610 км в базовой комплектации. За все время Hyundai продал всего 420 машин этой модели.
Неужели их кто-то покупает?
Электромобили привлекают людей возможностью неплохо экономить на заправке – один километр обходится гораздо дешевле, чем на бензиновой машине.
С водородными автомобилями всё наоборот. Каждый километр владельцу седана Mirai только по топливу обходится в 36 руб. Неудивительно, что эта модель так плохо продается.
Однако так было не всегда. Для понимания, цена водорода в мире сейчас быстро растет, потому что производство не успевает за спросом. В 2023 году она была $36, а годом раньше всего $17. Несомненно, рано или поздно она снова начнет снижаться.
Неочевидные плюсы
У водородных автомобилей есть и свои достоинства, о которых мало кто в курсе.
Начать с того, что топливная ячейка служит гораздо дольше, чем аккумулятор. И главное, не деградирует со временем. Так что десятилетний Mirai будет иметь тот же запас хода и ту же мощность, что и новый.
Кроме того, водородные автомобили гораздо легче, чем электромобили. А это значит, что они не так быстро стирают шины и изнашивают подвеску.
Вот такой расклад.