Победитель «Конкорда»: как Airbus A300B произвел тихую революцию в авиации
Аэропорты всего мира заполнили полчища «Боингов» и «Дугласов», которым европейцы мало что могли противопоставить – разработку широкофюзеляжного лайнера ни одна европейская компания не могла потянуть. Все силы оттягивал британско-французский сверхзвуковой проект Concorde и за его созданием с замиранием следили во всем мире.
Как начинался Airbus
И вот в это время группа компаний из Германии, Франции и Великобритании решает создать скучный дозвуковой широкофюзеляжный авиалайнер, первый самолет такого класса в Европе. Так в 1970 году родился проект Airbus.
Трудно сказать, почему они усомнились в успехе Concorde. Они точно не были консерваторами – скорее, прагматиками, умевшими не закрывать глаза на риски и слабые места. В них никто не верил. Когда Concorde совершил свой первый полет, за ним следило около 1.000 зрителей. Когда воздух поднялся Airbus A300B, на аэродроме в Тулузе присутствовала лишь небольшая группа инженеров.
Когда два лучше трех
Однако и A300 был в своем роде прорывной машиной. Это были времена трех- и четырех моторных широкофюзеляжных самолетов. А европейцы задумали ограничится двумя двигателями, что сразу делало самолет радикально тише и экономичнее.
Второе новшество было в масштабности сотрудничества. Над проектом работало несколько десятков компаний, узлы и детали стекались со всей Европы. Это потребовало колоссальной координации. И надо отдать должное команде, несмотря на связанные с этим сложности, они умудрились разработать и запустить самолет в производство раньше запланированного срока.
Неверие
Первый вылет состоялся 15 апреля 1972 года. В кресле второго пилота находился сын директора Airbus Бернард Зиглер. Совершив пробный полет над Пиренейскими горами, лайнер благополучно приземлился, несмотря на сильный боковой ветер. Началась двухлетняя программа испытаний, необходимых, чтобы самолет получил одобрение для полетов в гражданской авиации.
На тот момент не только инициаторы, но и весь коллектив Airbus верил, что они правы. Но в этом предстояло еще убедить авиакомпании. На момент первого полета предзаказы на A300B составляли впечатляющие... 10 экземпляров, шесть для Air France и четыре для Iberia.
Признание
Ну когда самолет наконец был готов, все переменилось буквально в течение месяца. Посыпались заказы – авиакомпании умели считать деньги и видели, по какой цене они могут возить пассажиров на A300B и видели, насколько это дешевле полетов Concorde. В 1977 году сдалась и Америка, когда первая местная авиакомпания отдала предпочтение европейскому авиаконцерну. Развивая успех, в 1983 году на базе исходного самолета Airbus создал укороченную версию A310 и удлиненный A300-600.
Где увидеть
Выпуск A300B закончился в 2007 году на отметке 561 экземпляр. По информации на 2022 год, 229 самолетов все еще продолжали летать, хотя возраст многих из них перевалил за 40 лет.
Довольно большим флотом по-прежнему оперируют Иран, поскольку эта страна не может закупать более современные модели из-за санкций. A300 в грузовой версии до сих пор составляют основу флота компании почтовой доставки FedEx, UPS, DHL. Специалисты говорят, что с учетом модернизации их потенциал далеко не исчерпан.
Наследие A300
Главное значение истории этого самолета в том, что он определил облик современных авиалайнеров. Все современные лайнеры Boeing и Airbus созданы по его образу и подобию. Может быть, Concorde и был самолетом революции, но подлинную революцию в авиации было суждено совершить скромному A300B.