Победитель «Конкорда»: как Airbus A300B произвел тихую революцию в авиации

Когда весь мир восхищенно следил за созданием сверхзвукового авиалайнера, группа скептиков работала над другой машиной.
Победитель «Конкорда»: как Airbus A300B произвел тихую революцию в авиации
(c) Airbus
Содержание статьи
Конец шестидесятых для европейских авиапроизводителей был сложным временем.

Аэропорты всего мира заполнили полчища «Боингов» и «Дугласов», которым европейцы мало что могли противопоставить – разработку широкофюзеляжного лайнера ни одна европейская компания не могла потянуть. Все силы оттягивал британско-французский сверхзвуковой проект Concorde и за его созданием с замиранием следили во всем мире.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сверхзвуковой авиалайнер Concorde image
Сверхзвуковой авиалайнер Concorde
(c) Britannica

Как начинался Airbus

И вот в это время группа компаний из Германии, Франции и Великобритании решает создать скучный дозвуковой широкофюзеляжный авиалайнер, первый самолет такого класса в Европе. Так в 1970 году родился проект Airbus.

Трудно сказать, почему они усомнились в успехе Concorde. Они точно не были консерваторами – скорее, прагматиками, умевшими не закрывать глаза на риски и слабые места. В них никто не верил. Когда Concorde совершил свой первый полет, за ним следило около 1.000 зрителей. Когда воздух поднялся Airbus A300B, на аэродроме в Тулузе присутствовала лишь небольшая группа инженеров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Такие непохожие: прототипы Concorde и A300B на презентации в 1972 году.
Такие непохожие: прототипы Concorde и A300B на презентации в 1972 году.
(c) Airbus

Когда два лучше трех

Однако и A300 был в своем роде прорывной машиной. Это были времена трех- и четырех моторных широкофюзеляжных самолетов. А европейцы задумали ограничится двумя двигателями, что сразу делало самолет радикально тише и экономичнее.

Второе новшество было в масштабности сотрудничества. Над проектом работало несколько десятков компаний, узлы и детали стекались со всей Европы. Это потребовало колоссальной координации. И надо отдать должное команде, несмотря на связанные с этим сложности, они умудрились разработать и запустить самолет в производство раньше запланированного срока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Airbus A300
(c) Airbus
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неверие

Первый вылет состоялся 15 апреля 1972 года. В кресле второго пилота находился сын директора Airbus Бернард Зиглер. Совершив пробный полет над Пиренейскими горами, лайнер благополучно приземлился, несмотря на сильный боковой ветер. Началась двухлетняя программа испытаний, необходимых, чтобы самолет получил одобрение для полетов в гражданской авиации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На тот момент не только инициаторы, но и весь коллектив Airbus верил, что они правы. Но в этом предстояло еще убедить авиакомпании. На момент первого полета предзаказы на A300B составляли впечатляющие... 10 экземпляров, шесть для Air France и четыре для Iberia.

Признание

Ну когда самолет наконец был готов, все переменилось буквально в течение месяца. Посыпались заказы – авиакомпании умели считать деньги и видели, по какой цене они могут возить пассажиров на A300B и видели, насколько это дешевле полетов Concorde. В 1977 году сдалась и Америка, когда первая местная авиакомпания отдала предпочтение европейскому авиаконцерну. Развивая успех, в 1983 году на базе исходного самолета Airbus создал укороченную версию A310 и удлиненный A300-600.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
A300 в девяностых годах стал основой для уникального самолета BelugaST.
A300 в девяностых годах стал основой для уникального самолета Airbus A300-600ST Beluga.
(c) Don-vip - Wikipedia

Где увидеть

Выпуск A300B закончился в 2007 году на отметке 561 экземпляр. По информации на 2022 год, 229 самолетов все еще продолжали летать, хотя возраст многих из них перевалил за 40 лет.

Довольно большим флотом по-прежнему оперируют Иран, поскольку эта страна не может закупать более современные модели из-за санкций. A300 в грузовой версии до сих пор составляют основу флота компании почтовой доставки FedEx, UPS, DHL. Специалисты говорят, что с учетом модернизации их потенциал далеко не исчерпан.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Грузовой Airbus A300-600 image
Грузовой Airbus A300-600
(c) Dylan Agbagni - Wikipedia

Наследие A300

Главное значение истории этого самолета в том, что он определил облик современных авиалайнеров. Все современные лайнеры Boeing и Airbus созданы по его образу и подобию. Может быть, Concorde и был самолетом революции, но подлинную революцию в авиации было суждено совершить скромному A300B.

Кстати, почему трехмоторные самолеты раньше были популярны, а сейчас нет?

Об этом Techinsider рассказывал здесь.

Почему СССР в свое время не потянул создание аналога А300, мы тоже рассказывали.

Впрочем, и наша страна в свое время внесла важный вклад в развитие мирной авиации – здесь мы описывали, как Ту-104 встретили на Западе.