Одна «тушка» и 14 мировых рекордов: как в Советском Союзе создавали самолет на жидком водороде
Уникальные машины такого типа, созданные для отработки новых решений, принято называть летающими лабораториями.
Проект «Опыт»: начало
Мировой нефтяной кризис, случившийся в 1970-х, больно ударил не только по мировой экономике, но и по народному хозяйству СССР. Тогда во всех технологически развитых странах начались поиски способов отказаться от ископаемого топлива.
В СССР одним из инициаторов стал Алексей Туполев, глава КБ им. А. Н. Туполева, предложивший попробовать создать самолет, который мог бы летать на сжиженном водороде. Главным конструктором проекта, получившего название ММЗ «Опыт», был назначен Владимир Андреев.
Как работал Ту-155
В качестве базы для будущей летающей лаборатории выбрали надежный и проверенный Ту-154, часто служивший базой для инженерных экспериментов. Правый штатный турбореактивный двигатель НК-8-2 заменили на экспериментальный водородный НК-88, созданный специально для водородного самолета советскими моторостроителями.
Питался НК-88 от криогенного топливного бака, размещенного в задней части фюзеляжа – уместить его в крыло не получилось. Бак, в котором находился сжиженный водород, остуженный до –253°С, укрывал толстый слой изоляции. Фюзеляж в полете был заполнен азотом для безопасности. Гелевая система служила для управления силовой установкой. Все экспериментальное оборудование опутывала сеть датчиков на случай утечки водорода.
Что получилось в итоге
Впервые Ту-155 поднялся в воздух в 1988 году. После первых пяти полетов от водорода решили отказаться, переделав силовую установку под сжиженный метан – его можно было хранить при несколько более высокой температуре –162°C.
Экспериментальный самолет поставил целых 14 мировых рекордов. Его с гордостью показывали на международных конгрессах и авиашоу, КБ Туполева разработало ряд других самолетов с криогенными двигателями. А потом... ничего. «Википедия» сухо сообщает, что проект «Опыт» был прекращен. К сожалению, я не смог узнать, что стало причиной.