В Китае только что списан последний работающий паровоз. Кроме шуток

С одной стороны, в ведущих городах этой страны уже курсируют левитирующие поезда на магнитной подушке, с другой, как оказалось, в некоторых отдаленных частях тихо тлела паровозная эра.
В Китае только что списан последний работающий паровоз. Кроме шуток
Dawei Pang, Flickr
В России паровозы остались только на специальных ретро-маршрутах.

В Китае же они продолжали эксплуатироваться все эти годы, а производство паровых локомотивов завершилось лишь в конце девяностых.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, Поднебесная даже экспортировала их, в том числе в развитые страны. Есть анекдотичный случай: на рубеже 1980-х и 1990-х годов три китайских грузовых паровоза типа JS 2-8-2 были построены по заказу компании из штата Айова в США, и один из них затонул в океане во время тайфуна вместе с судном, которое везло паровоз в Америку.

Практически везде в остальном мире паровозная эра закончилась, поэтому в Китай со всего мира ехали фанаты паровозов, чтобы поглядеть вживую на эти культовые машины.

Steam engine in China
Согласно порталу Trains.com, наиболее популярными были визиты в зимнее время, поскольку снежными ночами паровозы выглядят наиболее эффектно.
(c) Nick Paton, Trains.com
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закат

Тем не менее, поголовье паровозов неуклонно сокращалось даже здесь. В 2005 году закрылась последняя пассажирская линия Цзитун-Тунляо «Цзин Пэн», где продолжали использоваться большие паровозы QJ 2-10-2. С конца 1950-х в КНР их было построено почти 5000 единиц.

После этого грузовые паровозы все еще эксплуатировались на сталелитейных производствах и разработке полезных ископаемых. Их понемногу заменяли на бэушные тепловозы – после того, как Китай создал сеть высокоскоростных поездов, многие дизельные локомотивы остались не у дел и поэтому стоят недорого. Тем не менее, на 2015 год на действующих маршрутах работали как минимум 20 единиц паровозов.

Наконец, около 5 лет назад они остались на единственной линии Сандаолин в провинции Синьцзян. Здешние рельсовые пути не выдержат тепловозы, которые по сравнению с паровозами более тяжелые. Здесь до последнего работали четыре паровых локомотива типа JS 2-8-2. Затем их стало три.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2018 году руководство линии попробовало заменить паровозы грузовиками, но безуспешно: локомотивы победили.

Паровоз JS8089
Надпись на табличке, которую держит рабочий, гласит: «Прощай, пар».
(c) Nick Paton, Trains.com

Однако конец был близок. В 2022 году в Китае появился новый тепловоз Class HXN5B, достаточно легкий, чтобы заменить паровозы. А в ноябре 2023-го тяжелый грузовик «отомстил» одному из паровозов, врезавшись в его тендер и жестоко помяв его. В декабре был списан еще один паровоз, и вот 15 января этого года последний действующий паровоз JS8089 погасил топку.

Паровая эра закончилась в еще одной стране.

Где в мире продолжают ездить на угле

По слухам, в Северной Корее паровозы продолжают работать на регулярных линиях. Но это не точно.