Запрещенный в Германии, любимый в СССР: как в нашей стране работали самолеты «Юнкерс»
Делать военные самолеты по-прежнему запрещалось, поэтому вооруженные версии W 33 – транспортные, связные, патрульные – по частям отвозили в Швецию, там собирали и устанавливали вооружение.
О самолете
По меркам компании Junkers, это была довольно рядовая машина. W 33 даже не был создан с нуля – его разработали как многоцелевую машину на базе успешного пассажирского авиалайнера F-13. Крылья и оперение оставили прежними, фюзеляж расширили и убрали иллюминаторы. Кабину пилотов уже в процессе производства закрыли остеклением.
Другой вопрос, что бренд Junkers был синонимом слова «передовой». Гуго Юнкерс топил за металл, поэтому W 33 был цельнометаллическим, с обшивкой из гофрированного дюралюминия. Собственный мотор компании с водяным охлаждением развивал 310 л. с., обеспечивая хорошую энерговооруженность машине с взлетным весом до 2,5 т. Впечатляет и список приборов в кабине: авиагоризонт, указатель поворота, указатель угла тангажа, указатель скорости, альтиметр, гироскопический указатель поворота, магнитный компас. Напомню, на дворе стояла середина 1920-х.
Мировая слава
Буква W в названии машины расшифровывается как Werksflugzeug («рабочий самолет»). Junkers W 33 создавался как рутинный транспортный самолет. Странное дело, но утилитарная машина привлекла внимание любителей ставить рекорды и пробовать новые технологии. На этом самолете впервые опробовали взлет с ракетными ускорителями и дозаправку в воздухе.
Чем это объяснить? По-видимому, сработало сочетание высокой надежности, хороших летных характеристик и способности взять на борт большой запас топлива. Как бы то ни было, только за 1927 год на 33-х было поставлено 10 мировых рекордов по дальности и продолжительности полета, Именно на самолете с названием Bremen был совершен первый перелет из Европы в Америку в 1928 году, экипаж провел в воздухе целых 37 часов. В том же году другой «Юнкерс» пролетает без посадки от Германии до Японии на расстояние 14500 км. А годом спустя он ставит рекорд высоты, поднявшись на 12740 м.
Служба
Повседневная служба этих самолетов тоже носила отпечаток героизма. Значительная их часть эксплуатировалась в авиапочте, на рубеже 1920-х и 1930-х эта работа привлекала лучших пилотов. Это были времена таких пилотов-романтиков, как писатель Антуан де Сент-Экзюпери. «Юнкерсы» возили пассажиров, почту и другие грузы в Канаде, обслуживая геологов и охотников, в Китае и СССР. В самой Германии они работали в только что появившейся компании Deutsche Luft Hansa (ныне Lufthansa) и служили учебными самолетами для обучения пилотов-связистов.
Вы, наверное, даже не слышали о стране под названием Абиссиния – а между тем, W 33 состояли даже на ее вооружении, а также приняли участие в колумбийско-перуанской войне 1932-1933 года.
О надежности этих самолетов говорит хотя бы то, что в нейтральной Швеции, не затронутой Второй мировой войной, они летали аж до 1950-х годов.
«Юнкерсы» в СССР
Возможно, именно рекорды привлекли внимание советского общества «Добролет» – организации, которая в начале 1930-х превратится в «Аэрофлот». Начиная с 1928 года, Советский Союз активно закупал W 33 и стал владельцем самого большого флота этих машин. Всего было куплено 11 единиц, после чего «Добролет» наладил у себя лицензионное производство, сначала на авиазаводе в Иркутске, затем на авиаремонтном заводе в Подмосковье, и сделал еще 8 штук.
Советские лицензионные копии получили название ПС-4 и несколько отличались конструкцией и размерами. Работали они в основном на авиалиниях в Сибири и на Дальнем Востоке, в самых трудных условиях.