Опасные игры. Зачем на железных дорогах нужны локомотивы-толкачи
Катаясь по путям на станции взад-вперед, они оказываются то спереди от вагонов, то сзади, но толкачами их за это не называют.
В отличие от маленьких маневровых тепловозов, толкачи – это обычные магистральные электровозы и тепловозы, те самые, что таскают за собой пассажирские и грузовые поезда.
На этом видео грузовой поезд в Приморском крае тянут четыре локомотива и подталкивают еще два.
Подтолкнуть и подстраховать
Чаще всего подталкивающий локомотив цепляют к поезду перед трудным участком пути вверх по склону горы в помочь тянущему. Сзади подпор лучше, и задний локомотив оказывает хорошую поддержку передним собратьям.
Вторая его задача – подстраховать поезд от случайного расцепления. Если на уклоне часть вагонов отцепятся, то задний локомотив не даст им скатиться вниз, навстречу следующему составу.
Наиболее активно они применялись до середины 20 века, в паровозную эпоху. В те годы тяговые способности локомотивов были значительно меньше, чем сейчас. Кроме того, тогда сцепки вагонов были менее надежными – удобная безотказная автосцепка была изобретена позже.
Наибольшей популярностью паровозы-толкачи пользовались на западе США, где Америку с севера на юг пересекает горный хребет. В Штатах даже есть город с названием Хелпер (helper – «помощник»), названный так в честь толкающих паровозов – город этот располагается рядом с историческим перевалом Солдатская Вершина, через который поезда всегда втаскивали таким образом.
Подтолкнуть, не прицепляя
Интересно, что зачастую задний локомотив даже не сцепляют с вагонами. Перед подъемом он подъезжает сзади и упирается своим сцепным устройством в сцепку заднего вагона и начинает толкать. На вершине горного перевала он остановится: поезд поедет дальше, а локомотив-помощник вернется налегке на исходную станцию, ждать следующего поезда, которому надо помочь.
Работа для виртуозов
Водить поезда таким манером трудно и даже опасно. Давя на вагоны сзади, локомотив как бы сжимает состав и в результате тот может сложиться гармошкой.
Поэтому бригада заднего локомотива должна действовать очень слаженно с бригадой в голове поезда. На заре железнодорожной эры была разработана сложная система свистков и гудков, чтобы две группы машинистов, разделенные расстоянием в несколько сотен метров, могли координировать свои действия. И не приведи случай ослышаться и неправильно определить сигнал, нередко это приводило к серьезной аварии.
Второй прием для решения проблемы сжатия поезда – прицепить в хвост состава несколько тяжело нагруженных вагонов. За счет своей массы они более устойчиво держатся на рельсах.
В наши дни проблема вождения поездов с задними локомотивами не стоит так остро. Примерно в середине прошлого века железнодорожные инженеры разработали так называемую «систему многих единиц», которая позволяет одной бригаде в кабине первого локомотива управлять всеми тепловозами или электровозами поезда, передавая команды по электрическому кабелю.
Да и локомотивы наших дней отличаются большей мощностью и могут обходиться без помощи сзади. Со временем железнодорожные компании всего мира стали реже практиковать подталкивание поездов, хотя и в наши дни их можно встретить в гористых районах.