Что значат слова «литерный поезд»: простой ответ на вопрос, мучивший вас с детства
Так обозначают специальные поезда, которые возят не обычных пассажиров, а какой-то ценный груз, в том числе глав государств и других важных персон, если персон можно считать «грузом».
История их почти так же длинна, как история железных дорог в целом. Известно, что еще в 1836 году семья российского императора Николая I совершила первое путешествие специальным царским поездом.
В дореволюционной России поезд монарха мало чем отличался от курьерских поездов, или скоростных люкс-поездов для богатой публики. По-видимому, вагоны в то время даже не были бронированными. Все изменилось с приходом к власти Иосифа Сталина. Генеральный секретарь и генералиссимус СССР путешествовал особым поездом, включавшим полностью защищенный броневагон весом в целых 80 тонн. В том числе, и на историческую встречу с Черчиллем и Рузвельтом в Тегеране он ехал по суше, по железной дороге.
Как работают литерные поезда
Очевидно, что литерный поезд на всех станциях пропускают вне очереди, а прочие поезда, даже экспрессы, должны ждать, пока он проедет.
Если же говорить именно о поездах глав государств, то правила их перемещения гораздо более сложные. На «Википедии» подробно описывается, как возили глав СССР в послевоенные годы, и эти правила довольно типичны для всех поездов такого класса.
Перемещался советский спецпоезд, как правило, в ночное время. За три часа до отправления служба охраны проверяла рельсовые пути, по которым должен был ехать состав, и оцепляла их. С этого момента никто подойти к рельсам не мог. Снималось оцепление лишь после того, как правительственный состав проезжал следующую станцию.
Ценные пассажиры садились в вагоны на специальном правительственном перроне.
После этого в путь отправлялся проверочный локомотив с охраной – дополнительная проверка. Ровно через десять минут после него основной состав отправлялся в путь.
Везла его спарка из двух локомотивов: в более ранние годы паровозы, а позже – тепловоз и электровоз. В первом находились два машиниста, машинист-инструктор и охранник, во втором – еще два машиниста.
А что там было про Остапа Бендера?
Великий комбинатор, знаменитый герой «Золотого теленка», в одной из глав случайно оказывается в вагоне литерного поезда, куда его заносит погоня за подпольным миллионером Корейко. «У асфальтовой пристани Рязанского вокзала в Москве стоял короткий литерный поезд», описывают его авторы романа Ильф и Петров. «В нем было всего шесть вагонов: багажный, где против обыкновения помещался не багаж, а хранились на льду запасы пищи, вагон-ресторан, из которого выглядывал белый повар, и правительственный салон».
Этот поезд должен был доставить в Среднюю Азию группу ведущих журналистов на церемонию смычки двух бригад, строивших Транссибирскую магистраль. Это яркий пример того, что литерными могут быть не только правительственные поезда. Поезд индивидуальной постройки закреплен за главой компании «Российские железные дороги», есть персональный поезд и у патриарха Русской православной церкви.
Литерные поезда 21 века
Работают они и сейчас и по-старому называются литерными, хотя обозначаться в наши дни могут иначе. Например, в распоряжении главы Северной Кореи Ким Чен Ына находится парк из 90 броневагонов, из которых в поездках формируют целый «кортеж»: сначала идет поезд, проверяющий безопасность, затем поезд с лидером и его свитой, а в хвосте поезд сопровождения.
Известно, что у президента России тоже есть служебный поезд. К сожалению, сведений о поездах глав государств крайне мало, поскольку информация о их устройстве и графике поездок засекречена.