«От Энигмы до ChatGPT»: почему люди до сих пор боятся искусственного интеллекта
Образ ИИ из 100 000 фильмов
Научный сотрудник Кембриджского университета Габриэль Реккья решил сформулировать собирательный образ ИИ и проанализировал открытый корпус субтитров к более чем 100 000 фильмов. За основу были взяты произведения с упоминаниями роботов, ИИ, кибернетики — от классики до современных блокбастеров, — выпущенные с 1909 по 2018 год. Исследование Реккья наглядно показало, в каком свете ИИ представлен в массовой популярной культуре.
Существует огромный культурологический пласт, не свойственный русской культуре, однако присущий западной, которая производит фильмы и книги о бунте роботов против человека в промышленных масштабах. Складывается впечатление, что взбунтовавшийся робот — образ раба, борющегося за свободу. Его долго угнетали, и наконец он решил освободиться. Но есть и другой аспект сосуществования интеллектуальной машины и человека. Там показано в деталях желание машины стать человеком, испытывать чувства, быть любимой и любить.
Реккья в своем исследовании предлагает иной способ оценки: при помощи математических и лингвистических моделей, анализа ключевых слов, реплик, и в меньшей степени анализируя события, которые ассоциируются с интеллектуальной машиной.
Любые фильмы, сериалы или шоу, размещенные на сайтах онлайн-кинотеатров, могут быть отсортированы и найдены по названию, дате выхода, жанру и ключевым словам. Ключевые слова в анализе играют важнейшую роль, поскольку именно они сортируют и организуют фильмы по тем качествам, которые им присущи.
В большинстве кинокартин ключевые слова «искусственный интеллект» присутствуют наряду с другими: «геноцид», «насилие», «восстание», «трагический финал», «рабство», «будущее», «темное будущее». И это лишь небольшой набор «тегов», объединенный ключевым понятием «искусственный интеллект».
Интеллектуальная машина — мыслящая машина
Подход, использованный ученым, универсальный, его можно применять при анализе художественной литературы, научных статей, периодических изданий, журналов и газет. В контексте фильмов, сериалов, телевизионных шоу и компьютерных игр «искусственный интеллект» появляется вместе с ключами: «предательство», «потасовка», «поражение электрическим током», «взрывающееся тело», «драки», «голограмма», «лаборатория», «робот», «обман», спасение», ученый», «воспоминания», «выстрел в грудь», «замедленная съемка», «пистолет», «пулемет», «побег». Итого: 18 слов и словосочетаний.
Некоторые ключевые слова вполне ожидаемы в фильмах об искусственном интеллекте, например, «лаборатория», «робот» или «ученый», но иные вызывают вопросы: «выстрел в грудь», «взрывающееся тело», «обман», «предательство». Предательство кого? Интеллектуальной машиной человека или наоборот, как в фильме «Искусственный разум»? Или предательство человеком человека, а разбираться в этом помогает ИИ?
Даже в этой выборке просматриваются определенные страхи, например, боязнь нового и неизведанного, технологической сингулярности (как бы кто ни относился к этому термину).
Культурный код взломан?
Человеческая цивилизация зашифрована в речи, языке, который используется для передачи смыслов. Деньги, религия, права, которыми обладает каждый от рождения, тоже зашифрованы в речи. Смысл того или иного феномена передается словами; наша культура есть не что иное, как смысл, облеченный в слова.
И вот у нас появился ChatGPT, который может манипулировать словами и понятиями быстрее и ловчее, чем обычный человек. Благодаря этому алгоритм, сам того не ожидая, способен создать то, чего раньше не существовало, например, религию. Или повлиять на предвыборную гонку. А может, и эти строки написаны ИИ?
Страх и любопытство
Чего мы боимся? Что нас поработят? Будут манипулировать? Наши желания станут вдруг не нашими, а чем-то продиктованными? Настанет технологический апокалипсис, и роботизированная нога раздавит человеческий череп?
Пока это неизвестно, ясно лишь одно: что вместе со страхом мы движимы любопытством, а это, как-никак, первый шаг к открытиям. И мы задаем себе вопросы из категории «А что, если?..»
А что, если:
- при помощи ИИ и алгоритмов глубокого обучения мы найдем внеземную цивилизацию? Этим уже заняты исследователи проекта «Галилей»;
- ИИ и ассистенты, работающие на его принципах, освободят нам ценное время, которое мы тратим на уборку, приготовление еды и поддержание хозяйства в чистоте?
- мы найдем способ увеличить продолжительность жизни?
- научный поиск и написание статьи будут требовать значительно меньшего времени и ресурсов? Уже в действии;
- слепые от рождения дети вдруг обретут зрение, а глухие слух?
- люди, искалеченные обстоятельствами, смогут снова интегрироваться в общество благодаря новым технологическим, умным протезам и биогаджетам?
Технолуддит против техноевангелиста
С первыми все более или менее ясно: всегда найдутся те, кто станет первым пользователем технологии, от кого зависит успех и развитие нового, кто находится на самом изломе кривой инновации. Их меньшинство, но они упорно пытаются склонить чашу весов в сторону повсеместного использования технологии.
Вторые, чего-то испугавшись или сконструировав некую «реальность», которая продиктована никак не здравым смыслом, а тем, как какой-то феномен представляется общественности, в нашем случае Голливудом и новостными агентствами, пытаются остановить развитие. Настало время, когда каждый может сделать выбор самостоятельно. Попробуйте ответить на простой вопрос: «Действительно ли мое мнение – мое, или оно кем-то навязано?».