Поразительное различие: почему водители и пилоты сидят слева, а машинисты — справа

У знатоков истории вопрос о том, почему руль автомобиля оказался с левой стороны, не вызывает никаких вопросов. Куда более запутанная ситуация с поездами и самолетами. Разбираемся, где сидит водитель и пилот, а где — машинист, и почему «рассадка» сложилась именно так.
Рома Назаров
Рома Назаров
Поразительное различие: почему водители и пилоты сидят слева, а машинисты — справа
(c) Michael Miley | Phys.org
Во всех странах с правосторонним движением место водителя принято делать слева.

Вы наверняка уже слышали объяснение, почему так. На случай, если все же не слышали, поясню очень кратко — где сидят водитель, машинист и пилот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автомобили: почему водитель сидит слева

За исключением нескольких стран, водители обычно сидят в машинах с левой стороны. Так лучше видны встречные машины. А это делает обгон и поворот налево – самые рисковые маневры на дороге – более безопасными.

Водитель
Несмотря на то, что праворульные машины изредка все же встречаются на отечественных дорогах, ездить на них довольно опасно, особенно новичкам. Когда водитель сидит справа, а не слева, каждый маневр для него превращается в испытание, во время которого нужно быть начеку как никогда.
PxHere

Существуют и исключения из общего правила. Например, в автомобилях почтальонов во многих странах руль находится со стороны тротуара. Почтальону приходится часто останавливаться, чтобы выложить корреспонденцию в почтовые ящики, и чтобы он мог дотянуться до ящика, сидя в машине, руль перенесли направо.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в СССР выпускались коммунальные машины для чистки улиц, которые тоже имели дополнительное водительское место справа. С него водителю было проще вести машину вплотную к бордюру.

Авиация: где в кабине сидит пилот

Как правило, место капитана также находится слева: эта традиция повелась еще с начала 20 века и существует по сей день. Точную причину ее появления, по-видимому, никто не знает, но по поводу того, где сидит пилот, высказываются три версии разной степени правдоподобности.

Экипаж авиалайнера
Наверняка хотя бы раз в жизни, заходя в самолет, вы замечали, что дверь в кабину, где сидит пилот, приоткрыта и невольно заглядывали туда.
(c) Mark Groover | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Версия №1. Физическая

Она связана с законами аэродинамики. Когда самолет движется по полосе, вращение пропеллера создает закрученный поток воздуха, который при рулежке всегда тянет самолет влево.

Если что-то пойдет не так и самолет отклонится от курса, то он с большой вероятностью покатится влево, а не вправо. А раз так, то хорошая обзорность с левого борта важнее, чем с правого, именно поэтому пилот сидит в этой стороне.

Версия №2. Автомобильная

В первых самолетах места пилотов располагались одно за другим. Потом размеры летательных аппаратов стали расти, и пилотов стали сажать плечом к плечу. Первые массовые самолеты с широкими кабинами появились на рубеже двадцатых и тридцатых годов прошлого века, когда в автомобилях уже установилась традиция размещать водителя слева. И тогда ничтоже сумняшеся кресло главного пилота тоже расположили слева.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кабина довоенного авиалайнера Douglas DC-3 фото
На фото — кабина довоенного авиалайнера Douglas DC-3. Человеку, далекому от авиации, такое обилие экранов, рычагов и кнопок может показаться пугающе сложным, однако пилот, который сидит в кабине каждый рабочий день, знает их «как свои пять пальцев».
(c) Ossewa | Wikipedia

Версия №3. Эргономическая

Органы управления самолета сильно отличаются от автомобильных. Кабина, в которой сидит пилот, устроена довольно интересным, но сложным для обывателя образом. На самом деле каждый рычажок и кнопка в ней играют важную роль в полете. В кабине есть:

  • экран, на котором отображается тангаж. Он показывает уровень подъема носа или хвоста;
  • навигационный дисплей — что-то вроде автомобильного навигатора, но для самолета;
  • прибор, дублирующий информацию о пространственном положении самолета;
  • часы;
  • бортовой компьютер, в который пилоты вносят все необходимые данные о полете;
  • ручка выпуска и уборки шасси;
  • ручка управления самолетом;
  • кнопка для того, чтобы отключить автопилот;
  • педали торможения — их в самолете две и работают они раздельно. Интенсивность торможения зависит от того, насколько сильно пилот жмет на педаль;
  • противопожарная система, которая показывает, на какой части самолета произошло возгорание и включает автоматизированный режим пожаротушения;
  • кнопки включения топливных насосов;
  • ручка открытия окна;
  • автопилот, который ориентируется на данные, занесенные в бортовой компьютер;
  • тумблер управления спойлерами (откидными щитами на верхней части крыльев, которые используются, чтобы снизить скорость самолета при посадке);
  • ручка управления закрылками (откидными щитами на задней части крыльев, который нужны для взлета воздушного судна);
  • кнопки включения аккумуляторных батарей;
  • кнопки управления температурой воздуха в салоне и кабине пилота;
  • планшет, на котором собраны схемы аэропортов и карт разных государств;
  • панель управления самолетом — тут есть и кнопки включения тяги, и переключатели выбора навигационных средств, ручки задатчика курса и скорости, словом, все, что нужно, чтобы управлять самолетом.
  • рычаг управления двигателем или ручка «дросселя» — о ней мы поговорим чуть подробнее, ведь именно из-за нее пилот сидит в кабине слева.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В просторечии ее называют «ручкой газа». Она, как правило, располагают на возвышении между пилотами – там, где у автомобилей рычаг коробки передач. А поскольку управлять ею удобнее правой рукой, то основной пилот по умолчанию занимал левое сиденье.

А вам какая из этих версий кажется более логичной?

Железные дороги: где сидит машинист поезда

Это было связано с плохим обзором из кабины паровоза из-за огромного котла. Если бы машинист сидел слева, он не видел бы сигналов семафора и дежурных на станциях и переездах.

Машинист паровоза Эу
Кабина в головном вагоне поезда — не только место, где сидят машинист и его помощник. В этой части состава трудится вся локомотивная бригада, а потому — там созданы комфортные условия для всех сотрудников.
(c) Пресс-служба РЖД
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем на место семафоров пришли светофоры, а потом и сами паровозы уступили место тепловозам и электровозам. Головные вагоны и кабины машиниста в современных поездах уже не похожи на те, что встречались на железных дорогах в прошлом веке. Сегодня в головном вагоне электропоезда находится только кабина с органами управления — их машинист использует, чтобы вести поезд.

Современные кабины машинистов оборудованы тепло- и звукоизоляцией, поэтому сидеть за своим рабочим местом машинисту там довольно комфортно. Для управления поездами специалист обычно использует:

  • пульт и контроллер управления;
  • несколько приборов для управления тормозами;
  • клапаны для управления тифоном (гудком), свистком и песочницей;
  • регулятор движения;
  • прожектор;
  • различные приборы безопасности;
  • пульт управления радиостанцией.
  • лампы подсветки приборов и документов;
  • вольтметр на панели, который показывает напряжение в контактной сети;
  • манометр для контроля за давлением воздуха;
  • дополнительные измерительные приборы, например, амперметр тока нагрузки тягового генератора или электротермометры температуры воды и масла дизеля.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из кабины сегодняшних локомотивов обзор хороший с обеих сторон, и машинист в принципе мог бы сидеть с любой стороны. И все равно он, как правило, сидит справа.

Точная причина этого неизвестна, однако железнодорожники отмечают две удобные вещи.

  • С правого места машинист поезда или электрички может обозреть платформу при отправлении от станции. Кроме того, с этой стороны ему показывают сигналы проводники из вагонов, дежурный по станции и другие работники, он лучше видит и простых людей на перроне.
  • Вторая причина связана с безопасностью самого машиниста. Если неумный пассажир встречного поезда выбросит из окна бутылку или другой тяжелый предмет, он с меньшей вероятностью прилетит машинисту в лицо.

Как и в случае с автомобилями, на железных дорогах существуют исключения. Известно, что на участке рельсового пути Москва-Рязань машинисты ведут поезд, сидя слева. Причину этого мне найти не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в современных высокоскоростных поездах рабочее место машиниста, как правило, всего одно и находится посередине, и наш «Сапсан» не исключение.

Машинист высокоскоростного поезда
Сегодня в большинстве поездов машинисты продолжают сидеть в кабине справа, однако появление современных высокотехнологичных составов говорит о том, что скоро эта давняя традиция может претерпеть изменения.
(c) Siemens

Вероятно, в обозримом будущем именно так будут сидеть пилоты и машинисты во всех самолетах и локомотивах. Ведь системы автоматического управления постепенно развиваются, так что в кабинах всех самолетов и поездов будет находиться единственный водитель.