Почему водители и пилоты сидят слева, а машинисты справа
Вы наверняка уже слышали объяснение, почему так. На случай, если все же не слышали, поясню очень кратко.
С левой стороны водителю лучше видны встречные машины. А это делает обгон и поворот налево – самые рисковые маневры на дороге – более безопасными.
Существуют и исключения из общего правила. Например, в автомобилях почтальонов во многих странах руль находится со стороны тротуара. Почтальону приходится часто останавливаться, чтобы выложить корреспонденцию в почтовые ящики, и чтобы он мог дотянуться до ящика, не выходя из машины, руль перенесли направо.
Кстати, в СССР выпускались коммунальные машины для чистки улиц, которые тоже имели дополнительное водительское место справа. С него водителю было проще вести машину вплотную к бордюру.
Авиация
Как правило, место капитана также находится слева: эта традиция повелась еще с начала 20 века и существует по сей день. Точную причину ее появления, по-видимому, никто не знает, но высказываются три версии разной степени правдоподобности.
Версия №1. Физическая
Она связана с законами аэродинамики. Когда самолет движется по полосе, вращение пропеллера создает закрученный поток воздуха, который при рулежке всегда тянет самолет влево.
Если что-то пойдет не так и самолет отклонится от курса, то он с большой вероятностью покатится влево, а не вправо. А раз так, то хорошая обзорность с левого борта важнее, чем с правого.
Версия №2. Автомобильная
В первых самолетах места пилотов располагались одно за другим. Потом размеры летательных аппаратов стали расти и пилотов стали сажать плечок к плечу. Первые массовые самолеты с широкими кабинами появились на рубеже двадцатых и тридцатых годов прошлого века, когда в автомобилях уже установилась традиция размещать водителя слева. И тогда ничтоже сумняшеся кресло главного пилота тоже расположили слева.
Версия №3. Эргономическая
Органы управления самолета сильно отличаются от автомобильных. Кроме штурвала и педалей, существует ручка дросселя, в просторечье «ручка газа». Ее, как правило, располагают на возвышении между пилотами – там, где у автомобилей рычаг коробки передач. А поскольку управлять ею удобнее правой рукой, то основной пилот по умолчанию занимал левое сиденье.
А вам какая из этих версий кажется более логичной?
Железные дороги
С давних времен железные дороги остаются царством «праворулек». Еще в паровозах 19 века машинист всегда занимал позицию в правой части кабины.
Это было связано с плохим обзором из кабины паровоза из-за огромного котла. Если бы машинист находился слева, он не видел бы сигналов семафора и дежурных на станциях и переездах.
Затем на место семафоров пришли светофоры, а потом и сами паровозы уступили место тепловозам и электровозам. Из кабины этих локомотивов обзор хороший с обеих сторон, и машинист в принципе мог бы сидеть с любой стороны. И все равно он, как правило, сидит справа.
Точная причина этого неизвестна, однако железнодорожники отмечают две удобные вещи.
- С правого места машинист поезда или электрички может обозреть платформу при отправлении от станции. Кроме того, с этой стороны ему показывают сигналы проводники из вагонов, дежурный по станции и другие работники, он лучше видит и простых людей на перроне.
- Вторая причина связана с безопасностью самого машиниста. Если неумный пассажир встречного поезда выбросит из окна бутылку или другой тяжелый предмет, он с меньшей вероятностью прилетит машинисту в лицо.
Как и в случае с автомобилями, на железных дорогах существуют исключения. Известно, что на участке рельсового пути Москва-Рязань машинисты ведут поезд, сидя слева. Причину этого мне найти не удалось.
А в современных высокоскоростных поездах рабочее место машиниста, как правило, всего одно и находится посередине, и наш «Сапсан» не исключение.
Вероятно, в обозримом будущем именно так будут сидеть пилоты и машинисты во всех самолетах и локомотивах. Ведь системы автоматического управления постепенно развиваются, так что в кабинах всех самолетов и поездов будет находиться единственный водитель.