В России появился новый формат открытых дверей в вузе – IT-буткемпы для перспективных школьников

Больше половины молодых людей в России хотят строить карьеру в IT. Некоторые думают, что для работы в перспективной сфере информационных технологий достаточно только уметь писать код. Но это давно не так.
В России появился новый формат открытых дверей в вузе – IT-буткемпы для перспективных школьников
Центральный университет

Сегодня многие российские компании остались без технической поддержки западных вендоров, а локализация технологий стала приоритетной задачей в IT. При этом на рынке наблюдается кадровый дефицит: несмотря на расширение сектора и рост популярности, в IT не хватает до 700 тысяч специалистов. Недобор кадров отмечают именно в секторе мидлов (специалистов, у которых уже есть опыт коммерческой разработки — прим. редакции) и экспертов с культурой проникновения IT-навыков в бизнес. Востребованный специалист должен разбираться в бизнес-процессах, презентовать свои идеи и проекты, взаимодействовать на разных ролях внутри команды и компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этим задачам и был посвящен буткемп Центрального университета – вуза, созданного при поддержке крупных российских компаний: Тинькофф, VK, МТС и других. На ИТ-каникулы собрались 46 учащихся 10-х и 11-х классов из разных городов России, которые успешно прошли отбор на грантовую программу и показали свою заинтересованность в разработке новых проектов в сфере IT. Эти ребята точно знают, что хотят получить от процесса обучения, некоторые даже имеют опыт работы в крупных российских компаниях и готовые офферы.

Сам Центральный университет заинтересован в том, чтобы выпускники могли претендовать на позицию крепкого мидла, который применяет продуктовый подход к кодингу. Поэтому в течение всего обучения студент проходит стажировки в компаниях-партнерах (Тинькофф, Касперский, МТС, VK, Норникель), а после выпуска получает гарантированное трудоустройство при условии хорошей успеваемости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Центральный университет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все как у взрослых

Абитуриенты могут погрузиться в атмосферу работы в реальной компании, чтобы еще во время учебы в вузе иметь внушительное портфолио проектов или запустить собственный стартап.

Буткемп похож на день открытых дверей в университете по программе «максимум». В течение пяти дней будущие абитуриенты прокачивают хард- и софт-скиллз, примеряют на себя роли разработчика, аналитика, продакт-менеджера, дизайнера и погружаются в атмосферу реальной IT-команды. Участников буткемпа направляют менторы и эксперты ИТ-отрасли, показывая, из чего состоит российский IT-рынок в России сегодня. Разговоры ведутся про бизнес, про деньги. Ребята учатся думать не только о цифрах и коде, но применять к ним бизнес-подход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Один из дней буткемпа посвящен расширению российского бизнеса и его выхода за границу. Вопреки расхожему мнению, с 2022 года количество российских компаний, совершивших экспансию, увеличилось. При этом выход на международный рынок важен и для привлечения инвесторов внутри страны.

ИльяИванинский
Директор центра бизнес-образования и аналитики Центрального университета, консультант, партнер-эксперт Яков и Партнеры (бывш. McKinsey). Работал в РФ,СНГ, США, ЕС, Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии. Помогал бизнесу запускаться на новых рынках
«Нужно понимать, что на такой
шаг можно решиться только в условиях ограниченных возможностей в своей стране, так как за границей другое
все — законы, язык, культура. Сейчас важна "дружественность" страны
к бизнесу из России. Среди популярных направлений можно выделить
Ближний Восток, страны ЮВА»
Илья Иванинский

Участники буткемпа также попробовали свои силы в разработке проекта для выхода на международный рынок и презентовали их жюри. Одна из команд разработала проект кибербезопасности в Китае, где широко распространена проблема утечки и кражи персональных данных. Большинство цифровых преступлений происходит в социальных сетях, а именно — на платформе WeChat: «Мы создали интерактивного маскотика, нашего антивируса, который устанавливается на устройство и сигнализирует о вредоносных ПО. Все файлы оценивает алгоритм, обученный искать популярные вирусы, — насколько они могут быть опасными для пользователя».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Трудности перевода

Главная задача буткемпа — научить будущих специалистов общаться внутри команды, взаимодействовать с бизнес-заказчиком и потенциальными инвесторами. Важно уметь переводить с «проггерского» языка на «человеческий», чтобы убедить бизнес-партнера в том, что продукт революционный и прибыльный.

«Такие выезды помогают отвлечься
на некоторое время, поднапрячь свой мозг нестандартными подходами.
Раньше я участвовала в хакатонах,
но там были более конкретные задачи. Здесь же нам нужно придумать что-то принципиально новое. И вы за два часа создаете продукт с нуля, который можно презентовать инвесторам. Такого
опыта я никогда не получала»
Ульяна Клюшова
Ульяна Клюшова участница буткемпа и будущий дата-аналитик
Центральный университет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иногда у фаундера проекта есть всего несколько минут на питчинг, когда он сталкивается с потенциальным инвестором в лифте, в очереди за кофе или на классе по йоге. Никто не предлагает купить ручку, участники буткемпа предлагают купить целый стартап.

«Мы сделали стартап на основе настольной игры "Бункер". В компаниях
и внутри команд есть проблема
с презентацией проектов, поэтому,
чтобы передать опыт молодым предпринимателям, мы создали игру,
в которой они могут научиться коммуницировать в безопасной среде. Игроку выдается история персонажа, стартовый капитал и условия мировой повестки. В этих рамках он должен придумать стартап и протолкнуть свою идею, продать ее инвестору. Побеждает тот, кто доведет свой стартап до капитализации (пока в игровой валюте) в 1000 юнибаксов. Я бы реализовал этот проект в реальной жизни»
Максим Машталер
Максим Машталер участник буткемпа и будущий ML-инженер
Центральный университет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Деловой подход

Прежде чем заинтересовать инвестора, необходимо самим «загореться» проектом. Участник буткемпа Павел Серов знает об этом, как никто другой: одиннадцатиклассник выиграл грант в конкурсе «Инженеры будущего с проектом образовательной игры для учеников начальных классов. С ее помощью школьники могут закреплять знания по предметам в интерактивной форме.

«Очень важно сделать процесс обучения интересным»
Павел Серов участник буткемпа и будущий фаундер
Центральный университет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Получить грант можно не только через продвижение проектной деятельности, но и став победителем профильной олимпиады. Максим Машталер пробовал себя в физике, химии и гуманитарных науках, но в итоге понял, что больше всего тяготеет к IT, а конкретно — к машинному обучению.

«Я двукратный победитель олимпиады
от Тинькофф. Меня очень увлекла
дата-аналитика и машинное обучение,
и я принял грант на обучение, когда увидел, что здесь к обучению
подходят иначе. Это перевернуло
мои представления об образовании:
мы практикуемся, стажируемся,
получаем реальный бизнес-опыт»
Максим Машталер участник буткемпа и будущий ML-инженер
Центральный университет
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мысли о будущем

В конце ИТ-каникул мы поговорили с тремя участниками буткемпа об их планах – каждый по-своему представляет путь в области информационных технологий.

Ульяна Клюшова, участница буткемпа и будущий дата-аналитик
widget-interest

«В будущем я бы изучила что-то связанное с программированием и экономикой. Но пока я склоняюсь к аналитике, потому что долгое время ей занимаюсь. Аналитика интересна тем, что это не только программирование — есть описание данных, из которых нужно придумать интересные закономерности, а после провести сложную техническую работу, чтобы проверить, действительно ли гипотеза работает. А еще я хочу найти самый богатый знак зодиака. У меня уже есть датасет, который можно использовать для аналитики. Осталось красиво оформить.

Павел Серов, участник буткемпа и будущий фаундер
widget-interest

Не могу выделить для себя один проект, чтобы не спугнуть другие идеи. Но если глобально, то хочется добиться справедливости — во всем.

Максим Машталер, участник буткемпа и будущий ML-инженер
widget-interest

«Машинное обучение — это больше инструмент, главное найти область применения, в которой можно его использовать. Оптимизировать многие сервисы, сделать их удобнее, забрать на себя некоторые рутинные задачи и освободить время людей».

Рынок IT в России — «непаханое поле», молодые специалисты понимают это и осознают возможности, которые для них открываются. А теперь еще знают, как грамотно реализовывать свои идеи.