3 самые странные и необычные профессии на железной дороге: спорим, вы засмеетесь
Не подумайте, что это работа для дебилов. Осия должен уметь поддерживать деликатность, вступая в физический контакт с пассажирами, и быть достаточно ловким и сноровистым. Все работники на этой должности носят форму метрополитена, включая белые перчатки, чтобы пассажиры не боялись, что им в спину упираются грязными руками.
О ее существовании известно как минимум с 1960-х. Жители западных стран узнали о ней в 1964-м, когда осий запечатлели фотографы журнала Life во время Олимпиады в Токио. В те времена загрузка вагонов метро могла превышать 200% от штатной. Осии не только подталкивали пассажиров в спины, но и следили, чтобы их багаж не защемило автоматическими дверями, и помогали дверям закрыться.
В последние годы метрополитен Японии более или менее справился с перегрузкой, поэтому данная должность постепенно становится редкостью, осии остались лишь на самых загруженных станциях.
Зато заталкиватели пассажиров появились в других странах, включая Китай, Германию, Испанию и США. В 2010 году метрополитен Шанхая использовал для этой цели волонтеров. А есть места, где они существуют на профессиональной основе.
Кондуктор
Мы привыкли кондуктором называть человека, который в вагоне автобуса, трамвая или электрички продает билеты пассажирам и выискивает безбилетников.
Смущают две популярные песни. Например, кондуктор в песне «Сиреневый туман» задерживает поезд, чтобы позволить певцу проститься с девушкой.
А в знаменитой «Постой, паровоз» из кинофильма «Операция Ы» кондуктора просят «нажать на тормоза». Почему не машиниста? Только ли дело в том, что слово «кондуктор» лучше ложилось в строчку?
Дело в том, что в паровозные времена задачей кондукторов действительно было тормозить поезд. Сейчас тормоза во всех вагонах связаны в единую систему и управляются краном в кабине локомотива. Паровозы такой системой оборудованы не были, поэтому в каждом вагоне был отдельный человек, который по сигналу свистка на паровозе начинал крутить рукоятку, приводившую в движение тормоза вагона. Эти работники так и назывались – «тормозные кондукторы». Здесь Techinsider рассказывал, как это делалось.
Кроме этого, были еще хвостовые кондукторы и обер-кондукторы. Первые находились в заднем вагоне. Если поезд случайно расцеплялся в пути, то такой кондуктор должен был остановить отцепившиеся вагоны и принять меры, чтобы в них не врезался следующий поезд – здесь рассказ о том, как это делается.
А обер-кондуктор проверял, все ли пассажиры сели в поезд, все ли тормозные кондукторы заняли свои места, и сообщал об этом машинисту, а в пути выполнял роль контролера.
Главный механик
Одна из самых старинных, эта должность появилась еще в первой половине 19 века и существует до сих пор на железных дорогах Великобритании, Австралии и Новой Зеландии.
Этот специалист отвечает за подвижной состав – локомотивы и вагоны. Он определяет, какие локомотивы нужны и с какими характеристиками. Он же руководит всеми работами по поддержанию их технического состояния.
Изначально, когда железнодорожные компании только появились, этими задачами занимались главные инженеры. Однако затем оказалось, что от главного инженера требуется слишком много: он должен был разбираться и в строительстве путей, и в семафорном хозяйстве, и в локомотивной тематике. Тогда было решено выделить последнюю сферу под отдельное управление.