Самая северная газовая АЗС: как в Норильске тестируют станцию для автомобилей на метане
Правительство России уже не раз пыталось перевести на газ не только автомобильный, но и железнодорожный, морской, речной и даже авиационный транспорт – хотя бы частично. По сравнению с бензином и дизельным топливом, метан экологичнее и в два раза экономичнее. Мало того, есть регионы, где избыток природного газа, но дефицит бензина и дизеля.
Первое поручение на эту тему президент дал в 2013 году, последнее – в мае 2018-го. К 2018 году планировалось построить 1233 автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, выпустить 40 передвижных автомобильных газовых заправщиков, перевести на природный газ более миллиона единиц транспортных средств... К сожалению, ни одна из этих программ не была выполнена.
Трудности строительства
Дело в том, что для развития газомоторного транспорта нужна широкая сеть заправок – газонаполнительных компрессорных станций, однако без достаточного количества таких машин строить заправки нерентабельно. Получается замкнутый круг. Аналогичная ситуация складывается с электромобилями, для которых тоже не хватает зарядных станций. Решить вопрос под силу только крупным компаниям, которые могут вложить большие средства в инфраструктуру. Один из таких примеров – «Норникель», который собрался перевести на газовое топливо целый заполярный город и открыл в Норильске самую северную в мире газозаправочную станцию для транспорта, работающего на метане.
Это знаковое событие: хотя Норильский промышленный район был полностью газифицирован более полувека назад, машины здесь ездят исключительно на бензине. Реализацией проекта занимался «Норильсктрансгаз», дочернее предприятие «Норникеля», которое управляет газотранспортной инфраструктурой в Норильском промышленном районе и доставляет газ потребителям.
«С технологической точки зрения процесс работы заправки прост. Из сетей газораспределения газотранспортной системы "Норильсктрансгаза" сюда поступает метан, проходит первую ступень фильтрации и попадает в компрессорную установку, где газ начинает сжиматься, или компримироваться. На этом же этапе подмешивается этиломеркоптан – одорант, который придает метану резкий запах, – это делается для повышения эксплуатационной безопасности. Затем топливо осушают, и оно поступает в аккумуляторы емкостью 8 тыс. л. Из них сжатый газ под давлением в 250 атмосфер подается на газораздаточные колонки. И перекачивается в баллоны автомобилей с рабочим давлением 196 атмосфер», – говорит руководитель направления Ярослав Новиков.
Также открыты две газораздаточные двухпостовые колонки на 300 автомобилей в сутки – там одновременно могут заправляться четыре машины. Проектом предусмотрена третья колонка для увеличения производственных мощностей; есть техническая возможность установить третий компрессор и повысить общую производительность с 2400 до 3600 кубометров в час.
Особенности низких температур
В таких высоких широтах подобные проекты еще не реализовались, поэтому перед началом работ инженеры изучили опыт Нового Уренгоя, Салехарда, Надыма и Якутии, которые ранее экспериментировали с метаном в условиях низких температур.
Для заправки газомоторной техники, базирующейся на значительном удалении от материнской АГНКС (порой даже в других населенных пунктах), в проекте был запланирован передвижной автогазозаправщик, который должен доставлять голубое топливо потребителю, – каждая колонка оборудована специальными постами для их приема. Пока в Норильске имеется только одна подобная машина – ПАГЗ 7000 производства российской компании «ГазСервисКомпозит». Она напоминает большой топливозаправщик, только вместо цистерны у нее на прицепе стоит целая батарея из 110 вертикально установленных металлокомпозитных баллонов высокого давления, вмещающих 7000 кубометров газа – этого хватает для заправки пары десятков большегрузов.
Пока заправляться на новых станциях будет только специализированная газомоторная техника, которую «Норильский промышленный транспорт» уже закупил: КамАЗы, НефАЗы, вахтовки и краны – всего 22 автомобиля. В течение года новую технику и инфраструктуру испытают в деле. Если все пойдет по плану, в дальнейшем сжатым природным газом обеспечат не только промышленный, но также муниципальный и частный транспорт.