Новый уровень мошенничества: почему голосовым сообщениям больше нельзя доверять
Все догадывались, что это вот-вот произойдет, — нейросети умеют генерировать правдоподобные голоса уже несколько лет — и вот свершилось. Под ударом оказались российские пользователи Telegram — злоумышленники уводят чей-то аккаунт, «клонируют» голос владельца и отправляют «мамам» и «любимым» голосовые сообщения с просьбами о финансовой помощи.
В некоторых случаях злоумышленники просто нарезают старые аудио из аккаунта пользователя и отправляют полностью аутентичную речь, а просьбы выслать деньги отправляют текстом. В любом случае до недавних пор аудиосообщение считалось чем-то вроде электронной подписи. А теперь ситуация изменилась.
«Голосовое сообщение — действительно формат, к которому больше всего доверия, так как жертва мошенничества слышит голос человека, и если в речи нет настораживающих моментов, например нетипичных слов, обращений, то и повода для недоверия нет. Дополнительным фактором служит то, что голосовое сообщение приходит с аккаунта знакомого человека, человек по умолчанию верит отправителю и не обращает внимания на технические погрешности или необычные фразы в сообщении. Используются разные дополнительные уловки, например применяются бытовые шумы на заднем фоне. Это позволяет мошенникам решить сразу две задачи: скрыть огрехи, которые есть в аудио, и повысить уровень доверия. Серия коротких голосовых сообщений также позволяет скрыть недочеты, но если человек не использует такой способ общения в обычной жизни, то это насторожит скорее жертву. Сгенерировать голос позволяют нейросети, доступные всем желающим в интернете за относительно небольшую плату. Им не нужно много файлов, нейросеть может подхватить голос с одной записи длительностью 10-15 секунд», – комментирует генеральный директор IT-компании ITFB Group Роман Волков.
Чтобы не попасться на удочку мошенников в мессенджерах, нужно всегда перепроверять поступающую информацию, особенно если она связана с финансовыми манипуляциями. Так, получив сообщение, в котором кто-то требует от вас текстом или голосом отправить личные данные или перевести средства на счет, свяжитесь с отправителем любым другим способом и попросите повторить просьбу. Правильным решением будет перезвонить отправителю на мобильный или домашний телефон, для надежности можно встретиться с человеком лично.