Почему пилоты становятся «форточниками», или Как выбраться из кабины при заблокированной двери
Несмотря на то, что дверь открывается внутрь кабины, то есть подпереть ее снаружи невозможно, проблемы у летного экипажа все же могут возникнуть. Если при жесткой посадке фюзеляж сильно деформируется и зажмет дверь, то открыть ее не удастся. Выломать тоже не получится – она бронированная и выдерживает подобные попытки, защищая летчиков от возможных злоумышленников на борту.
В этой ситуации пилоты воспользуются аварийным люком, расположенным в нижней части двери. Открыть его возможно только со стороны кабины, и разрабатывался он именно на тот случай, если дверь заклинит. Если же из-за возникших препятствий в салон выйти будет невозможно и через него, останется воспользоваться форточками.
То, как они открываются, можно увидеть на видео.
Да, кабина пилотов оборудована форточками не для проветривания – это два аварийных выхода, предназначенных для летного экипажа. Надувными трапами форточки не оборудованы – для эвакуации используются аварийные канаты. Они находятся в потолочных нишах над креслами командира и второго пилота и одним концом прикреплены к самолету. Задача пилотов – открыть форточку, выбросить канат и спуститься по нему на землю.
На одних типах самолетов форточку можно открыть как изнутри, так и снаружи, на других – только изнутри пилотской кабины.
Также форточки могут использоваться спецслужбами для того, чтобы попасть в самолет. К счастью, подобные нештатные ситуации возникают крайне редко.