Пожиратели снега: 6 удивительных машин, которые чистят железные дороги зимой
Не спрашивайте меня, где в нашей стране могут встретиться такие эпичные заносы, я не знаю. Впрочем, совсем недавно Techinsider разбирался, какой сугроб может преодолеть обычный поезд, и в процессе мы обнаружили такое фото застрявшего в снегу тепловоза.
Где это случилось? Не удивляйтесь, под Саратовом.
Так что неудивительно, что отечественные железнодорожники держат целый флот снегоочистительных машин всех мастей и калибров. Мы решили выстроить их, так сказать, по рангу, от наименее мощных до самых крутых монстров.
Клиновые
Такое название они получили за форму ковша, состоящего из двух половин, образующих клин (см. заглавное фото). Как правило, такие снегоочистители применяются при небольшой глубине снежного покрова, до 60 см. Они обрасывают снег на обе стороны, поэтому работать могут только на однопутных железных дорогах. Зато работают очень шустро, вспарывая наст на скорости до 70 км/ч.
Плуговые
Как и городские снегоуборочные машины, плуговые снегоочистители отгребают снег скошенным на одну сторону ковшом. Единственное существенное отличие в том, что у железнодорожного снегоочистителя к плугу — так он правильно называется - прилагаются откидные боковые крылья, которые позволяют расширить зону очистки до 5 м и более.
Поскольку плуговые снегоочистители отбрасывают снег на одну сторону, они могут применяться на железных дорогах с двумя и более рельсовыми путями и способны справляться с заносами высотой до 1,5 м.
Кстати, вы знали, что российские снегоочистители – несамоходные? Их толкает сзади тепловоз: на зиму за каждой снегоуборочной машиной закрепляется отдельный локомотив: получается снегоуборочный поезд. В других странах зачастую применяются самоходные путевые машины.
Таранные
Толщина снегового покрова может меняться в зависимости от особенностей рельефа местности. Где-то он поменьше, а в низинах и выемках между холмами снега, наоборот, снега может навалить до 1,5 м и больше. В таких случаях задействуют таранные снегоочистители. Они представляют собой наклонный клин, который как бы поддевает сугроб снизу и раскидывает его на обе стороны.
По нашим сведениям, таранить сугробы было популярно в первые послевоенные десятилетия, но сейчас железнодорожники предпочитают роторные машины. Почему, сейчас увидите.
Роторные
Кровожадно выглядящая мясорубка способна не только изничтожить занос высотой до 4,5 метра, но и откидывает снег в сторону на расстояние около 50 м. При такой дальности «стрельбы», роторный снегоочиститель может разбросать снеговую массу по широкой площади, чтобы рядом с железной дорогой не копился высокий отвал.
Снегоуборочные машины
Все предыдущие машины относились к типу снегоочистителей. В отличие от них, снегоуборочная машина не раскидывает снег, как кошка туалетную бумагу, а сгребает щетками и отправляет в специальные вагоны с ленточным транспортером.
Такая особенность конструкции нужна, чтобы очищать от снега станционные пути – где, как понимаете, снег откидывать некуда, все пространство занято. Затем тепловоз отгоняет снегоуборочную машину подальше от станции и там поезд выгружает собранный снег.
Работают эти машины не быстро, сгребая снег на скорости пешехода, поэтому перегоны меду станциями ими чистят редко.
Реактивные
Самый хайтековый вариант задействует для уборки снега турбореактивный двигатель. Сопло двигателя имеет форму широкой щели: идущая из него реактивная струя буквально распыляет сугроб, а остатки снега и льда растапливает.
В СССР эксперименты с реактивными снегоочистителями начались около полувека назад и дали двойственные результаты. Да, они отлично работали... даже слишком отлично, сдувая с путей не только снег, но и щебень. При этом сильно шумели и расходовали керосин как не в себя. Поэтому в наши дни применяют их довольно редко.