Краткая история транспорта: почему во многих странах правостороннее движение, а в некоторых левостороннее?

Для нас праворульные автомобили максимально непривычны и в некоторой степени неудобны. Однако, если вы вдруг отправитесь в путешествие в Англию или, например, в Австралию и решитесь там сесть за руль, вам все же придется к ним приспособиться. Но почему вообще появилось разделение на левостороннее и правостороннее движение? Неужели в каких-то странах живет больше левшей?
Краткая история транспорта: почему во многих странах правостороннее движение, а в некоторых левостороннее?
Unsplash
В 66% стран существует правостороннее движение и в 34 % – левостороннее. По левой стороне в основном ездят жители Австралии, Японии, Англии и Африки.

Одна из самых больших неожиданностей во время путешествия в другую страну – различие в движении транспортных средств на дороге. Но почему вообще возникло левостороннее и правостороннее движение и связано ли это с тем, какой рукой пишут местные жители? Чтобы ответить на все эти вопросы, следует копнуть глубоко в историю – аж в древние времена.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как формировалось дорожное движение

История гласит, что первые дороги появились еще в Древнем Риме. О том, какое движение – левостороннее или правостороннее – было распространено в Империи, свидетельствуют археологические находки. Среди таких доказательств ученые называют римский денарий (серебряная монета), датированный 50 г. до н. э. – 50 г. н. э. На нем были изображены два всадника, разъезжающиеся по левой стороне.

В большинстве своем люди являются правшами, и для удобства атаки врага всадники предпочитали левостороннее движение, чтобы держать орудие в правой – «рабочей» – руке. Кроме того, садиться на лошадь с левой стороны дороги удобнее, так как в этом случае меч, расположенный, как правило, с левой стороны, меньше мешает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На сохранение левостороннего движения и в Средние века влияла все та же причина. Рыцарям нужно было держать правую руку свободной, чтобы в нужный момент быстро взять меч и начать обороняться. В 1300 году папа Римский Бонифаций VIII издал буллу, средневековый папский документ, в котором предписал паломникам, направляющимся в Рим, придерживаться левой стороны дороги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После того, как люди перестали ездить с оружием и видеть в каждом встречном потенциального врага, на дорогах в некоторых странах спонтанно начало формироваться правостороннее движение. Оно действительно во многом было удобно для правшей: при разъезде на дороге гораздо легче было свернуть на обочину, если она располагалась с правой стороны, натянув вожжи более сильной – правой – рукой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Левостороннее автомобильное движение
Левостороннее или правостороннее движение в Англии сегодня? Как и в XVIII веке, в этой стране, а также на ее заморских территориях (Бермудские острова, Каймановы острова, Монтсеррат и другие) водители по-прежнему предпочитают передвигаться слева.
Unsplash

На то, какое в России движение (левостороннее или правостороннее) сегодня, также повлияло законодательство. Поначалу в стране также стихийно создалось правостороннее движение, а затем оно закрепилось официальным документом: в 1752 году русская императрица Елизавета Петровна издала указ о введении правостороннего движения для карет и извозчиков.

Кстати, несмотря на то, что в России повсеместно предусматривается правостороннее движение, в некоторых регионах люди ездят и на праворульных автомобилях. К таким относятся Приморский, Хабаровский, Забайкальский, Камчатский края, Амурская, Еврейская автономная, Магаданская, Сахалинская области и в Чукотский автономный округ. Это связано с тем, что местные автомобильные парки пополняются в основном праворульными автомобилями из Японии.

Какие страны используют левостороннее движение

Первый закон, согласно которому дорожные средства должны были передвигаться по левой стороне дороги, вышел в Англии в 1756 году. Тем, кто нарушит это правило, назначался внушительный штраф – фунт серебра. Правда, почему было издан такой указ, доподлинно неизвестно. Существует лишь версия, что причина кроется в английском судоходстве, где существовало негласное правило: корабли должны были расходиться друг с другом правым бортом, то есть движение было левосторонним. В результате чего, по предположениям ученых, такой порядок стал соблюдаться и на суше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Австралия левостороннее движение «переняла» у своего колонизатора – Великобритании. А уже после обретения независимости в стране менять направление не стали, поскольку оно уже вошло в привычку у местного населения. Это правило сохранилось и у других колоний, например, сегодня движение в Индии левостороннее. В то же время большинство водителей все равно предпочитают хаотичное перемещение на дорогах.

Правостороннее или левостороннее движение в Японии? В этой стране традиция левостороннего движения также уходит корнями в древность, когда самураи передвигались на лошадях по гористой местности с катанами на левом боку. Длинные мечи не имели никаких чехлов и ремней, они просто цеплялись за пояс, и чтобы случайно не задеть оружие другого самурая и тем самым не спровоцировать бой, всадники решили придерживаться левой стороны дороги. И поскольку самураи полностью исчезли только ближе к середине XIX века, никакой стихийной смены направления движения в Японии не наблюдалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Страны с левосторонним движением:

  • Австралия;
  • Великобритания;
  • Индия;
  • Кипр;
  • Сингапур;
  • Таиланд;
  • Шри-Ланка;
  • Япония.

Какие страны имеют правостороннее движение

Праворульные машины распространены практически во всех странах. Первым документом, который утвердил правостороннее движение, стал Парижский декрет, выпущенный в 1789 году. Согласно тексту, граждане Франции должны были ездить по «простонародной» правой стороне. Десятилетием позже Наполеон Бонапарт также приказал солдатам всегда перемещаться справа. Все потому, что всякий, кто встретит армию на пути, должен был пропустить военных вперед.

Красным выделены страны с правосторонним движением, синим — с левосторонним.
Красным выделены страны с правосторонним движением, синим — с левосторонним.
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Страны-союзницы оказались и тут согласны с Францией – вот почему левостороннее движение было очень быстро забыто в Германии, Испании, Италии, Польше, Голландии и Швейцарии. В Австро-Венгрии водители могли использовать сразу оба варианта, а правой стороны при движении вся современная Австрия начала придерживаться только после включения в состав Германии в 1930-х годах. Левостороннее движение в Америке также сохранялось до конца XVIII века, а соседняя Канада «сдала вправо» только к первой четверти XX века.

Вот в каких странах правостороннее движение является основным направлением на дорогах:

  • Австрия;
  • Беларусь;
  • Грузия;
  • Израиль;
  • Испания;
  • Италия;
  • Польша;
  • Китай;
  • Россия;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Финляндия;
  • Франция;
  • Чехия.

Какие страны со временем сменили направление движения

Некоторые страны по разным причинам решили прекратить придерживаться древних традиций и сменили праворульные автомобили на леворульные машины, и наоборот:

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Португалия перешла на правостороннее движение в 1928 году;
  • Швеция изменила направление в 1967 году. Здесь очень хотели искоренить британские правила дорожного движения;
  • По той же причине на правостороннее движение перешли бывшие британские колонии в Африке: Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана. Это также было связано с соседством с бывшими французскими колониями, где используется правостороннее движение;
  • Корея и Китай поменяли леворульный автомобиль на праворульный в 1946 году;
  • Самоа отказались от правостороннего движения в 2009 году из-за дороговизны леворульных автомобилей.

Интересно, что согласно исследованию 1969 года, которое было проведено дорожным инженером Джей Джей Лимингом, в странах с левосторонним движением уровень аварийности ниже, чем в странах с правосторонним движением. Как предположил автор работы, это может быть связано с тем, что большинство людей «правоглазые» и, следовательно, лучше способны оценить движение встречного транспорта, если оно находится с правой стороны. Тем не менее, результаты этого наблюдения не были восприняты многими странами как сигнал к действию. Впрочем, оно и понятно: первое время после введения изменений непривыкшие к такому водители могут создать гораздо большее количество аварийных ситуаций, чем существует сейчас.