Сфера развлечений: огромный шарообразный экран в центре Лас-Вегаса поражает зрителей
Настоящее открытие MSG Sphere состоялось через несколько месяцев, когда завершился монтаж оборудования. Вся внутренняя поверхность «Сферы», 54 тыс. кв. м, представляет собой единый ЖК-дисплей, самый большой в мире. Кроме того, здесь установлены 167 тыс. динамиков и техника для тактильного и температурного взаимодействия со зрителями. Премьерный концерт прошел в ноябре 2023 года – в зале спела легендарная рок-группа U2.
Под впечатлением оказались и архитектурные критики. По словам Кристофера Хоуторна из Йельского университета, комплекс Sphere стал серьезным шагом к появлению цифровой городской среды, в которой новые технологии интегрированы в привычные здания и улицы. Впрочем, цифровым проект был с самого начала: прежде чем приступить к реальному строительству, сферу создали в виде виртуальной модели, просчитав точное положение каждой детали. Места для ошибки здесь не было: даже небольшое нарушение геометрии проявилось бы заметными искажениями картинки на внешнем или внутреннем экране комплекса.
Снаружи: каркас и холст
Sphere была анонсирована в 2018 году и стала совместным проектом спортивной компании Madison Square Garden и местной Las Vegas Sands, близ одного из казино которой и решили ее построить. Дизайном занималось архитектурное бюро Populous, специализирующееся на больших сооружениях, таких как стадионы и выставочные центры. Осенью того же года приступили к возведению комплекса.
Первоначально стоимость проекта оценивалась в 1,2 млрд долл., однако в итоге она достигла 2,3 млрд, что сделало самое большое сферическое здание в мире (его максимальный диаметр достигает 157 м) еще и самым дорогим сооружением в штате Невада. Скелет конструкции – округлая рама, сложенная из стальных труб секторами-треугольниками. Сверху ее укрепляет, вдавливая в фундамент, 170-тонное кольцо, над которым поднимается крыша из 32 металлических ферм, покрытая 25-сантиметровым слоем бетона. Замкнуть полусферу на вершине удалось к лету 2021 года, когда внизу уже вовсю монтировали внешнюю «экзосферу». Установка светодиодов началась весной 2022 года, и в День независимости США в 2023 году Sphere впервые осветила окрестности. Это шоу, видимое за много километров, стало весьма популярным. В следующие месяцы круглое здание на радость публике превращалось то в баскетбольный мяч (к важной игре), то в огромный желтый «смайлик», похожий на колобка.
Такой экран не мог не привлечь внимания рекламодателей, и вскоре на здании уже проецировался трейлер игры Mortal Kombat 1. А цифровые художники восприняли его как огромный холст, на котором можно демонстрировать собственные произведения. Первый показ провел Рефик Анадол, известный своими «дата-скульптурами», в которых он визуализирует большие массивы данных. Для шоу Machine Hallucinations («Галлюцинации машины») Анадола использовались реальные фотографии природы, а также снимки Солнечной системы из архива NASA, на основе которых нейросеть создавала абстрактные подвижные фигуры для демонстрации на поверхности Sphere.
Внутри: звук и запах
Но пока снаружи полыхали цветные огни, работы внутри здания продолжались. Здесь установили ряды кресел, амфитеатром окружившие сцену; впереди предусмотрено пространство для стоящих и танцующих гостей. На девяти этажах также разместился небольшой роскошный отель и закрытый клуб для VIP-гостей. 1100 точек доступа раздают Wi-Fi на скорости 25 Мбит/с. Но главная достопримечательность, конечно, в другом. На внутренней раме, диаметр которой на 30 м меньше внешней, устроен экран площадью 15 тыс. кв. м, способный передавать изображение с разрешением 16К. Его производством занималась канадская SACO Technologies.
За звуковую систему отвечала компания Holoplot. Точный контроль работы колонок с сотней динамиков в каждой позволяет использовать интерференцию акустических волн, добиваясь равномерного качественного звучания, где бы ни находились слушатели. За поверхностью экрана смонтировали 1600 таких колонок и еще 300 мобильных точек распределили внутри зрительного зала. Их дополняют басовитые громкоговорители, способные вызывать вибрацию пола, а самые дорогие места оборудованы системами для передачи тактильных ощущений, запахов и быстрой смены температуры, чтобы добиться полного погружения в иллюзию.
К первому шоу готовились особенно тщательно. Для создания визуализаций, которые должны были сопровождать концерт U2, привлекли целую команду мультимедиахудожников, в том числе Брайана Ино. Для одной из песен дизайнеры даже сгенерировали виртуальный образ Элвиса Пресли.
В 2024 году в Sphere планируется премьерный показ неигрового фильма Postcard From Earth знаменитого режиссера Даррена Аронофски, который снят специально для демонстрации на таком экране.
Лондон: вопросы и проблемы
Архитектурные критики не ошибаются, называя Sphere шагом в развитии «цифровой архитектуры». Вероятно, скоро аналогичные залы появятся и в других мегаполисах, в частности уже планируется строительство в Лондоне. Однако британские урбанисты и активисты не рады возможному соседству. По их словам, колоссальный сияющий экран нарушит облик города и станет источником мощного светового загрязнения.
Ночное небо и без того далеко от своей нормальной темноты; засветка лишает обитающих в городе животных естественных сигналов для регуляции активности, а людей – звездного неба. И если на переливающемся огнями Лас-Вегасе с этой точки зрения можно давно поставить крест, жители других городов наверняка без энтузиазма отнесутся к появлению аналогов Sphere у себя под окнами.
Появляются сообщения и о других проблемах. По-видимому, новый комплекс не лишен общего для подобных систем недостатка, связанного с рассинхронизацией сигналов, которые мозг зрителя получает от разных источников. Например, полная иллюзия бурного движения, которую создает экран, не дополняется сигналами от вестибулярного аппарата, что вызывает головокружение, слабость и тошноту. Однако «морская болезнь» случается не со всеми и не всегда, поэтому хотя бы раз погрузиться в подобное шоу наверняка стоит. А если что-то пойдет не так, внутри Sphere предусмотрено помещение для гостей, которым требуется отдых.
Скепсиса добавляют и финансовые отчеты компании, которая управляет проектом. Уникальные системы обошлись в огромные суммы, и Sphere Entertainment раз за разом рапортует о таких убытках, покрыть которые в обозримом будущем будет трудно. Скажем, прибыль от первого концерта U2 составила всего 4,1 млн долл. – сумма немаленькая, но меркнущая на фоне более чем 2 млрд, потраченных на разработку и строительство. И если одни называют Sphere «самым безумным архитектурным концептом из когда-либо возведенных», другие говорят о символе торжества корпораций в современном обществе – и со значением указывают на огромный глаз, глядящий со сферического экрана.