Как получилось, что при крушении Airbus A350 в Токио никто не погиб
2 января на ВПП аэропорта Токио самолет береговой охраны врезался в авиалайнер Airbus A350. Пять из шести членов экипажа первого самолета погибли при столкновении. Авиалайнер, жестоко пострадавший от удара, потерявший носовую стойку шасси, по инерции протащило по бетону более километра. Когда он, наконец, остановился с задранным хвостом и опущенным носом, пожар уже начался в одном из двух двигателей и салон постепенно заволакивало дымом. Эвакуация продолжалась около 20 минут, в течение которых огонь продолжал охватывать все большие пространства. Спустя 30 минут после аварии произошел взрыв, а еще некоторое время спустя от самолета остались лишь обгоревшие обломки.
На борту было 379 человек и ни один из них не погиб. Хотя расследование происшествия еще не закончено, эксперты по безопасности самолетов уже говорят, что удачный исход спасательной операции определило сочетание трех факторов.
Конструкция самолета
Широкофюзеляжный авиалайнер Airbus A350 – это относительно современный самолет, относящийся к последнему поколению ныне летающих пассажирских лайнеров. Его фюзеляж сделан из углекомпозитов с отдельными силовыми элементами из титана. По мнениям специалистов, композитные материалы дольше сопротивляются огню, чем алюминиевые сплавы, что дало выигрыш по времени. Кроме того, современные интерьерные материалы загораются неохотно и производят меньше токсичного дыма.
Обучение экипажа
Один из специалистов, следящий за расследованием, назвал эвакуацию «образцово-показательной, как на учениях». Отчасти сработало то, что японцы, привычные к жизни в сейсмоопасной зоне, в целом ответственно относятся к тренировкам по безопасности. В реальной ситуации они действовали столь же грамотно. В частности, стюардессы открыли не все выходы, а лишь один, что помешало дыму наполнить салон и замедлило распространение огня.
Поведение пассажиров
Этот Airbus A350 выполнял местный рейс и большинство пассажиров также были японцы. Хотя салон наполнили испуганные крики, после удара люди остались на своих местах, ожидая указаний и внимательно глядя на бортпроводников. Немногочисленные иностранцы, преимущественно австралийцы, заразились их поведением и тоже остались на местах. А когда был дан сигнал к эвакуации, пассажиры оставили ручной багаж на борту – последний момент специалисты отмечают как особо важный.