Не футуризм: какими будут грузовые мега-дроны будущего
Давайте взглянем пристальнее на двух типичных представителей будущего беспилотного флота — тяжелые грузовые дроны, которые разрабатывает британский самолетостроительный стартап Droneliner. В его конструкторском бюро работают над парой моделей с разной грузоподъемностью и типами силовых установок.
Меньший DL200 (цифра указывает на грузоподъемность в тоннах) при собственном весе 350 т будет оснащаться одним кольцевым электровентилятором в хвостовой части. Груз размещается на двух палубах, загружаемых и разгружаемых через аппарели в носовой и хвостовой частях фюзеляжа.
Вес большего DL350 с полной нагрузкой достигнет 600 т — больше, чем у Ан-225 «Мрия». Этот дрон станет самым тяжелым летательным аппаратом мира... если другие самолетостроители не перебегут дорогу Droneliner, создав еще более крупные модели.
В отличие от младшенького, в движение его приводят два гибридных электро-турбовентиляторных двигателя, работающих на водороде или устойчивом авиационном топливе SAF, созданном без использования нефти или природного газа.
Оба транспортника оснащаются трансзвуковым тонким подкосным крылом, более эффективным, чем толстые крылья сегодняшних гражданских самолетов. Дальность их полета составит 12.000 км.
Мегадроны: за и против
С одной стороны, мысль о том, что уходит профессия пилота, одна из самых романтичных, может вызвать грусть. Не торопитесь поддаваться этому чувству. Правда жизни в том, что грузовые авиаперевозчики в наши дни испытывают серьезную нехватку экипажей. Специфика транспортных самолетов в том, что летать приходится в основном ночью, что мало кому нравится.
Беспилотные грузовые самолеты к тому же смогут проводить в небе неограниченное количество времени, заправляясь в воздухе от летающих танкеров. Это значит, что на взлете они смогут брать меньший запас топлива — соответственно, взять больше полезной нагрузки.
Неочевидное достоинство их еще и в том, что фюзеляж необитаемого летательного аппарата не нужно герметизировать — минус еще несколько тонн от собственного веса. К тому же такой самолет сможет сразу после приземления перейти к разгрузке.
Учитывая все факторы, разработчики оценивают, что смогут на 95% сократить вредные выбросы и на 90% операционные издержки владельцев таких аппаратов.
Проверка реальностью
О технологиях будущего нужно говорить с большой осторожностью. Вспомним ранние успехи беспилотных автомобилей: в 2010-х эксперты ожидали, что уже к 2020 году города мира заполнят роботакси. Где они сейчас, эти эксперты? Вспомните также, как мучаются онлайн-магазины с коптерами-доставщиками.
Авиация сейчас проходит тот же этап развития. В последние месяцы поступает довольно много новостей об успехах беспилотных самолетов. Будем держать в уме, что впереди еще большой путь, усыпанный разными «если»: если появятся достаточно мощные и легкие аккумуляторы электроэнергии, если успешно пройдут летные испытание подкостного крыла большого размаха, если, если, если...
Играет роль и психический фактор: мысль о том, что в небе над вами будут летать махины весом в несколько сотен тонн, контролируемые автоматикой, как-то напрягает. Разработчики Droneliner считают, что на первых порах их детище будет избегать воздушного пространства над городами. Возможно, в дальнейшем люди привыкнут и научатся доверять беспилотникам. Не будем загадывать.