Есть ли у поезда «черный ящик»: ответ на вопрос, мучивший вас с детства

Краткий ответ — да, и даже два. Чем они отличаются от бортовых самописцев самолета, следят ли за пассажирами и правда ли, что черный ящик вовсе не черный и даже не ящик?
Есть ли у поезда «черный ящик»: ответ на вопрос, мучивший вас с детства
(c) Kolejowy Portal
С точки зрения истории, инженеры железных дорог опередили авиаконструкторов в вопросе создания бортовых самописцев — устройств, записывающих параметры полета или поездки на случай крушения.

В авиации первые эксперименты с подобными устройствами относятся к 1930-м годам XX века. В 1960 г. Австралия стала первой страной, сделавшей их наличие обязательным во всех самолетах. До конца 1960-х большинство стран мира приняли подобные законы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Железнодорожники задумались о необходимости наличия подобных устройств хотя бы в локомотивах за 70 лет раньше. Еще в 1853 году после очередного тяжелого случая крушения поезда в газете The Times было высказано предложение, что такие устройства нужны.

Первый российский прототип скоростемера для паровозов сконструировали в 1879 г. электромеханик О. Графтио и инженер В. Зальман.

Не позднее 1890-х началось серийное производство локомотивных скоростемеров — приборов, записывающих скорость и пройденный путь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самописцы в СССР

В 1930-х годах XX века в СССР начали массово оснащать локомотивы черными ящиками модели СЛ-2. В те годы запись скорости делалась на бумажной ленте шириной около 8 см, покрытой сернокислым барьем, линию на которой чертили латунные стилусы.

Первый массовый советский локомотивный скоростемер СЛ-2 фото
Первый массовый советский локомотивный скоростемер СЛ-2.
(c) Sergeev Pavel | Wikipedia

В послевоенные годы железные дороги внедрили автоматическую локомотивную сигнализацию (АЛСН). Сама она заслуживает отдельного рассказа. Сейчас только поясним, что АЛСН - это сложная система, которая связывает воедино сеть железнодорожных светофоров, передает их сигналы на локомотивы с помощью беспроводных технологий и дублирует на пульте в кабине, и даже автоматически останавливает поезд, если машинист проехал на запрещающий сигнал светофора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скоростемер 3СЛ-2М фото
Скоростемер 3СЛ-2М
(c) Vivan755 | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С внедрением АЛСН в развитии черных ящиков на железных дорогах произошел большой шаг вперед. Более современные устройства 3СЛ-2м (скоростемер локомотивный модернизированный) фиксируют не только скорости время, но также пробег локомотива, сигналы светофора, параметры тормозного давления и направления движения — как правило, за смену локомотивной бригады. Помимо всего прочего, они регистрируют срабатывание «стоп-крана», правильно называемого электропневматическим клапаном (ЭПК).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Регистрирующее устройство скоростемера фото
Регистрирующее устройство скоростемера.
(c) Vivan755 | Wikipedia

Появление электроники

Сейчас механические скоростемеры с записью параметров на бумагу ушли в прошлое, их можно встретить разве что на раритетной технике.

Более того, приборы следующего поколения, записывавшие параметры на магнитную кассету - правильно «электронный блок регистрации информации защищенный», который и выполняет функции черного ящика, — тоже практически вышли из применения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наиболее популярными были приборы серии КПД3. По сравнению с бумажными самописцами, они отличались повышенной точностью и неубиваемостью и регистрировали больше параметров. Если 3СЛ-2М давали погрешность скорости в немалые 12 км/ч, то у КПД3 ошибка сократилась до 1 км/ч. Этот прибор записывает режимы ускорения и замедления, расход электроэнергии — всего около 40 параметров.

Не только на случай аварии

Здесь начинается самое интересное. Получается, что локомотивный черный ящик нужен не только для разбора возможной аварии или крушения. С его помощью машинист получает информацию об участке пути, который ему предстоит проехать за смену. Благодаря ему он может знать заранее, когда нужно начинать тормозить и как разгоняться, какие подъемы и спуски встретятся на пути и многое другое. После конца смены данные самописца позволяют проверить, соблюдают ли инструкции машинист и его помощник, какие ошибки допускают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Цифра

В наши дни российские локомотивы, электропоезда и другая железнодорожная техника оснащается приборами, получившим название «комплексное локомотивное устройство безопасности» (КЛУБ-У). Информация в нем записывается на цифровой носитель.

Блок индикации системы КЛУБ-У в кабине локомотива фото
Блок индикации системы КЛУБ-У в кабине локомотива.
(c) Alex Alex Lep | Wikipedia

У этих устройств есть еще одна важная функция — предиктивная диагностика. Анализ параметров позволяет выявить, Какие из механизмов достигли предела усталости и предотвратить их поломку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Самолеты vs поезда

КЛУБ-У дополняется устройством для записи звуков в кабине машиниста РПЛ (регистратором переговоров локомотивным). В этом смысле самолеты и поезда похожи: и там, и здесь запись разговоров и технических параметров разнесена на два разных самописца.

Если наш КЛУБ-У действительно черный, то самописцы локомотивов в других странах могут быть и иного цвета
Если наш КЛУБ-У действительно черный, то самописцы в других странах могут быть и иного цвета: на фото одна из применяемых в Евросоюзе моделей.
(c) PetrS | Wikipedia

А вот чем отличаются самописцы самолетов и поездов, так это тем, где они размещаются. В самолете инженеры прячут их в хвостовой части фюзеляжа, там, где меньше всего риск, что при аварии они будут повреждены. А вот локомотиве они находятся прямо в кабине — в самом уязвимом месте. Не могу оценить, считать ли это минусом.

Осталось ответить на второй вопрос первого абзаца — о наблюдении за пассажирами. По-видимому, в функции локомотивных самописцев не входит запись видео с системы наблюдения в вагонах. По крайней мере, мне нигде не попалась информация об этом. Если запись и ведется, то отдельным устройством.