Чокнутый тепловоз из СССР: за что сельские жители любили смешной локомотив ТУ2
Он предназначен для узкоколейных железных дорог. На обычных дорогах расстояние между рельсами равно 1520 мм, а на узкоколейных вдвое меньше, 750 мм. Соответственно, на них используются вагоны и локомотивы меньшего размера.
Сейчас узкоколейных дорог в России осталось очень мало, а в советские времена их сеть была широко развита. Маленькие поезда работали на заготовках леса и торфа, а также на детских железных дорогах, которых в Союзе было несколько десятков.
Самая разветвленная сеть 750 мм функционировала вокруг города Горького, пронизывая окружающие болотистые и лесные районы. По ней на Горьковскую государственную районную электростанцию (ГоГРЭС, ныне НиГРЭС) доставляли торф. Пассажирские поезда, которые возили эти смешные тепловозы, были единственным транспортом, соединявшим поселки торфоразработчиков с цивилизацией.
ТУ2
Разработку первого в СССР тепловоза для узкоколейных дорог начали в пятидесятых годах на Калужском машиностроительном заводе. Первые два образца, получившие название ТУ1, госкомиссия раскритиковала: их конструкция была очень сырой и несбалансированной.
Заводские конструкторы учли ошибки и переработали конструкцию. ТУ2 успешно прошел испытания и был поставлен на конвейер.
По сравнению с полноразмерными локомотивами, ТУ2 действительно выглядит детским тепловозом, с его дизелем мощностью 195 кВт, массой 32 т и жалкой скоростью 50 км/ч. Однако именно столь щадящие параметры сделали его пригодным к использованию на детских железных дорогах.
Кроме того, историки советских железных дорог склоняются к мысли, что ни до, ни после наши заводы не создавали столь тепловоз, столь удачно сочетавший в себе надежность и качество. Выпускался он крайне недолго – с 1955 по 1959 годы. За это время было сделано почти 300 экземпляров, немало из них дожили до наших дней и продолжают работать, хотя им уже за шестьдесят.
В девяностые и двухтысячные годы многие узкоколейные дороги разобрали. Населенные пункты вдоль них постепенно опустели, а те жители, кто остался, с грустью вспоминают смешной локомотив.