Витаем в облаках: как изменилась жизнь человека с развитием виртуальных сервисов

Сложно представить современного городского жителя, который ни разу не сталкивался с технологическим прогрессом и не использовал в своей жизни все преимущества виртуальных сервисов. Электронная почта, облачное хранение файлов, мессенджеры — все это лишь малая часть цифровой реальности, избавиться от которой практически невозможно
Витаем в облаках: как изменилась жизнь человека с развитием виртуальных сервисов
Freepik

Однако команда Яндекс 360 попробовала на время выйти из виртуального мира и узнать, что будет с человеком, если он полностью откажется от интернета и техники, а для связи у него будет только кнопочный телефон. О том, как менялось состояние «испытуемого» и к чему привел такой эксперимент, смотрите в фильме «Дилемма технологий».

Сервисы, которыми мы пользуемся каждый день, развиваются вместе с современным человеком, подстраиваются под его запросы и темп жизни. То, что мы имеем сегодня, — результат взаимовыгодного сотрудничества технологий и общества. Но чтобы понимать, как менялась наша жизнь с приходом в нее именно облачных сервисов, важно погрузиться в исторический контекст.

Кадр из фильма «Дилемма технологий»

Первые попытки создать: с чего все начиналось

Разрабатывать облачные технологии начали еще в 1950-х годах. Сначала это были небольшие локальные сети внутри компаний, позволяющие нескольким людям подключаться к одному серверу одновременно.

Первой крупной разработкой по соединению сетей стала компьютерная сеть ARPANET, созданная в США в 1966 году и позволяющая людям связываться друг с другом с помощью компьютеров. Позже ARPANET эволюционировала в современный интернет.

Ключевым моментом в истории облачных технологий стал 1971 год. Именно тогда программист Рэй Томлинсон придумал прототип современной электронной почты, с помощью которого можно было отправлять сообщения на любой компьютер по протоколу CypNet.
Freepik

Развитие технологий до 1990-х касалось в основном крупных компаний. Простой человек еще даже не догадывался о том, как сильно через несколько лет интернет изменит его жизнь.

Необходимость наращивать вычислительные мощности почувствовали в 1990-х годах с активным развитием и распространением интернета. В то время стали появляться первые онлайн-сервисы под названием SaaS (Software as a Service — «программное обеспечение как услуга»). В 1990-м интернет пришел и в Россию: первая сеть называлась Relcom и пользовалась особой популярностью в Москве. Во многом появление сети стало возможным благодаря сотрудникам Курчатовского института. Практически сразу к системе стали подключаться различные научные центры — с ее помощью они обменивались информацией так, как сегодня мы это делаем по электронной почте.

Зарождение гигантов: эпоха 2000-х

Для России ключевым моментом в развитии облачных технологий стал 2000 год: именно тогда была официально зарегистрирована компания «Яндекс». Помимо поисковой системы yandex.ru в тот же год у будущего IT-гиганта появились сервисы, среди которых Каталог, Почта, хостинг сайтов, Яндекс Товары (сегодня — Яндекс Маркет) и другие.

С приходом 2000-х люди в России стали постепенно обзаводиться персональными домашними компьютерами и мобильными телефонами. Стало понятно: связь друг с другом из любой точки мира — то, за чем стоит будущее. Однако интернет-сервисы были скорее развлечением для самых «продвинутых», чем необходимостью и частью рутины.

Кадр из фильма «Дилемма технологий»

Сам термин «облачные технологии» появился только в 2007 году — он метафорически обозначает элементы информационных технологий, которые хранятся в интернете. В этом же году Яндекс в России запускает сервис Яндекс Фотки, а еще через год, в 2008-м, — сервисы Яндекс Расписания, Яндекс Видео и сервис мгновенных сообщений Я. Онлайн.

Команда Яндекс 360

«В то время подобные сервисы (даже элементарная почта) были в новинку. Но у истоков этих технологий стояли настоящие идеалисты. А что было тогда самое главное? Сделать мир лучше, дать ему новые возможности, преобразовать эту реальность, сделать так, чтобы будущее стало настоящим и было доступно всем. Как бы пафосно это ни звучало. Тогда еще большинство людей не понимали, как эти технологии могут помочь им в жизни; всем было любопытно и интересно попробовать новое. Лишь спустя несколько лет, на рубеже 2010-х, обычное человеческое любопытство переросло в реальные потребности».

Жизнь и работа человека уходят в интернет: 2010-е

В этот период облачные технологии выходят на новый уровень: прогрессивные пользователи уже вовсю осваивают облачное хранение, переносят туда часть личной информации и рабочих задач.

В 2010 году у западных и отечественных корпораций появляются различные облачные инструменты для бизнеса. Так, например, в 2012-м у Яндекса появляется сервис Яндекс Диск, позволяющий пользователям хранить свои данные в облаке.

Кадр из фильма «Дилемма технологий»
Команда Яндекс 360

«В то время менялись носители информации, средства связи. Флешки и диски уходили в прошлое. Диск мы запустили в бета-версии и только по приглашениям. Для пользователей этот сервис был в новинку, и важно было понять в реальных условиях, с реальными пользователями все возможные сценарии. Чуть позже он уже стал общедоступным и не требующим инвайта для регистрации. Главная цель сервиса — возможность объединить медиатеку, документы и фото на всех возможных устройствах (телефонах и компьютерах, дома и на работе), хранить их и легко делиться с близкими, коллегами или друзьями. Файлы менялись сразу на всех устройствах, поэтому можно было начать работу над отчетом в офисе, затем переложить его на Диск и продолжить работу по пути домой с телефона, а если остались силы и желание — закончить отчет за ужином, на домашнем компьютере. А на следующее утро, уже в офисе, зайти в Яндекс Диск и распечатать готовый отчет. Сейчас такой сценарий уже обыденность».

В эти годы практически каждый день на рынке появляются новые решения, системы удаленного доступа, интернет-магазины. Что самое главное, активное развитие технологий и виртуализация данных делают облака доступными и удобными для всех пользователей. В 2010-е в интернет уходит значительная часть той информации, которая раньше находилась на отдельных устройствах.

Так, по статистике IDC, в 2010 году более 90% данных хранилось на локальных серверах, а к 2019 году около 30% этой доли заняло облачное хранилище.

Конечно, уровень развития облачных сервисов в начале 2010-х и в конце очень разный. Каждый год облачная индустрия делала несколько шагов вперед, не переставая удивлять пользователей. Параллельно с этим сервисы привязывали к себе человека: чем ближе история двигалась к современности, тем сложнее было жить без смартфона и компьютера с доступом ко всем технологиям.

Без технологий — невозможно: 2020-е

Важную роль в развитии облачных сервисов сыграла пандемия. Мир посадили на карантин, и люди учились жить и работать в этих условиях. Виртуальные сервисы приобрели особую значимость. Согласно данным IDC, из-за этого к 2020 году рынок отечественных облачных услуг вырос почти на 30%. Вместе с тем наметилась еще одна тенденция — востребованность не отдельных сервисов, а экосистем, в которых разные решения соединены в одну платформу. Самое понятие экосистемы заимствовано из биологии. В диджитал-мире это объединение разных сервисов под конкретным брендом в руках одной корпорации. Клиентам такой формат позволяет экономить время и деньги: например, обычно одной подписки достаточно, чтобы пользоваться несколькими приложениями какой-то конкретной компании. А для самих корпораций экосистемы — это выгодное решение, которое позволяет увеличивать лояльность аудитории и подстраиваться под ее запросы.

Кадр из фильма «Дилемма технологий»

Уже в 2021 году появился Яндекс 360. Это виртуальное пространство, в котором собраны сразу несколько сервисов для работы и повседневных задач: Почта, Диск для хранения файлов, Телемост с видеозвонками, Документы, Мессенджер, Рассылки, Заметки и Календарь. Они позволяют вести переписку, планировать время, проводить видеовстречи, создавать документы разных форматов и многое другое. Яндекс 360 помогает организовать работу как одному человеку, так и целой команде в рамках продуктов Яндекс 360 для бизнеса.

Представить ежедневную рутину современного человека без облачных сервисов невозможно. Но главный феномен последних лет — то, что раньше было вынужденной мерой, сейчас стало обыденностью. Так, например, многие компании решили не возвращать сотрудников в офлайн, не вызывать коллег ради совещания в офис — все задачи теперь можно решать удаленно. Хранить контент в облачном хранилище также стало нормой.

Перспективы: куда движется прогресс

Сложно отрицать, что сегодня облачные технологии — часть нашей жизни. Если сервисы внезапно перестанут существовать, миллионы людей потеряют доступ к личным файлам, а бизнесы лишатся огромных денег. Облачные технологии позволяют экономить на оборудовании, технической поддержке, разделять и совместно использовать большое количество ресурсов.

С облачными сервисами пересеклись уже практически все пользователи интернета, и дальше клиентская база облаков будет только расти.

Кадр из фильма «Дилемма технологий»
Команда Яндекс 360

«Яндекс 360 — бренд с многолетней историей. Почту для миллионов пользователей мы делаем уже больше 20 лет, Диск — более 10. Наша стратегия — это гармоничное развитие нашего опыта создания продукта мирового класса для B2C- и B2B-пользователей, создание действительно крутых и удобных пользовательских сценариев, применимых для разных аудиторий.

 

Только в этом году мы поработали над юзабилити всех наших сервисов, возможностями мобильных приложений, связками между ними, сценариями использования сервисов и дополнительными возможностями. Мы четко видим наше развитие в будущем — стать лучшим мировым сервисом. И основные приоритеты для нас — скорость, улучшение возможностей и качества текущих сервисов и , конечно, выкатка новых».

Несмотря на все полученные удобства, сегодня у общества возникает вопрос, стоит ли человеку так сильно погружаться в технологии и доверять им. С одной стороны, облачные сервисы дают возможность не привязываться географически к одному месту, не тратить время на дорогу и совмещать несколько дел. С другой — лишают общения и переносят в интернет чуть ли не всю реальную жизнь.

Кадр из фильма «Дилемма технологий»

Баланс между реальным миром и облачным — непростая задача для человека 2020-х годов. Однако одно сказать можно точно: без интернета, техники и с кнопочным телефоном сегодня жить практически невозможно. Убедиться в этом поможет фильм «Дилемма технологий», главный герой которого проверил на себе, каково это — выживать в диджитальную эпоху без необходимых инструментов.