Иномарки железных дорог: как в СССР работали чехословацкие электровозы Škoda

Марка Škoda для советских железнодорожников играла ту же роль, что и Ikarus для автобусных ПАПов нашей страны, перевозя львиную долю пассажиров. Только если «Икарусы» знали все, то про чехословацкие локомотивы слышали лишь немногие.
Иномарки железных дорог: как в СССР работали чехословацкие электровозы Škoda
(c) Artem Svetlov | Wikipedia
Я застал времена СССР, успев немало попутешествовать поездами.

Практически всегда пассажирские поезда возили электровозы ЧС. Например, эти мультяшные ЧС2...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Электровоз ЧС2 фото
Электровоз ЧС2
(c) Vivan755 | Wikipedia

... или брутально-грозные ЧС4Т...

Электровоз ЧС2Т фото
Электровоз ЧС2Т
(c) Sergey Korovkin 84. | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

... а в последние годы CCCP все чаще пассажиров возили ракетоподобные двухсекционные ЧС7/8.

Электровоз ЧС7 фото
Электровоз ЧС7
(c) Leonrid | Wikipedia

Почему ЧС, думал я, простой советский октябренок. Ответить было некому. И лишь много лет спустя я узнал, что ЧС означает «ЧехоСловацкий», и удивился такому факту из истории СССР:

Подавляющее большинство пассажирских локомотивов Советского Союза сделаны на локомотивном заводе Škoda.

Получается, что чехословацкая марка для нашей страны играла ту же роль, что и венгерский Ikarus.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

93% людей знают Škoda как производителя автомобилей и удивляются, узнав, что компания делает еще и промышленную электронику, станки и железнодорожную технику. В наши дни автомобильное подразделение отделилось и принадлежит Volkswagen, так что в Чехии фактически существует две «Шкоды»: Škoda Auto и Škoda Group.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вагоностроительный завод в чешском городе Пльзене существует еще со второй половины 19 века. В середине 1920-х чешские железнодорожники начали переходить на электротягу, и «шкодовцы» выпустили для них свои первые электровозы в 1927 году.

Škoda и СССР

Когда после Второй мировой войны сформировался социалистический лагерь во главе с СССР, министерство путей сообщения нашей страны начало массово закупать чехословацкие паровозы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По-настоящему крупные контракты все же связаны именно с электрическими локомотивами. К началу 1950-х локомотивные заводы СССР уже освоили производство грузовых электровозов. Эти тяжеловозы для перевозки пассажиров подходят плохо – почему именно, Techinsider объяснял здесь. Разработку специализированного пассажирского локомотива поручили Новочеркасскому локомотивному заводу, но тот из-за большой загрузки не справился с задачей.

Тогда-то и обратили внимание на Škoda. В середине того же десятилетия были закуплены первые пробные локомотивы, а с 1959 года начались массовые поставки локомотива ЧС1 и его усовершенствованной версии ЧС2.

В советские годы автомобили этой марки в нашей стране были практически неизвестны. Зато СССР выкупал львиную долю электровозов, выпущенных в Чехословакии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первым по-настоящему массовым электровозом пассажирских путей сообщения СССР стал ЧС2, получивший у советских машинистов прозвище «Чебурашка». Несмотря на небольшие размеры и несерьезное выражение лица, так сказать, эти локомотивы развивали завидную тягу и оказались удивительно долговечными – их эксплуатировали вплоть до начала 21 века на регулярных перевозках, а затем переводили в разряд служебных электромотрис, в таком качестве некоторые из них служат и сейчас.

Пластиковый электровоз

По-настоящему революционным стал электровоз с композитным кузовом. Его легкость позволила в односекционный локомотив заложить параметры мощности и тяги двухсекционного, добившись существенной экономии.

Электровоз ЧС4 по прозвищу Аквариум
За кабину машиниста с огромными окнами творение дизайнера Отакара Диблика получило в СССР прозвище «Аквариум».
(c) Starina 4ex | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К сожалению, электромагнитное излучение легко проходит сквозь пластик, не защищая машиниста. Поэтому от полимерного кузова пришлось отказаться. На замену ему был разработан угловатый стальной по моде семидесятых годов, с необычайно высокой посадкой машиниста где-то под самым потолком. С учетом модернизации начинки локомотивы этой серии получили название ЧС2Т / ЧС4Т. Простые железнодорожники же окрестили ЧС4Т «утюгом», «теремком», «башней» и «кирпичом».

Электровозы для СССР заметно отличались от тех, которые Škoda делала для других стран. Ширина колеи – не стандартная европейская, а русская 1520 мм. Кабину оборудовали краном машиниста. Отличалась также форма сцепного устройства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Лебединая песня ЧС

Очевидцы хорошо отзываются о чехословацких локомотивах. Они отличались надежностью, плавным ходом, невысокой шумностью и улучшенным комфортом для машинистов – во многих моделях в кабине даже кондиционер был, неслыханная роскошь по советским меркам. Лишь обслуживающий персонал поругивал за «переусложненность».

Именно за это качество последние чехословацкие локомотивы серии ЧС7/8, поступавшие в СССР в восьмидесятых, окрестили «сараем загадок». ЧС7 был предназначен для работы на линиях с питанием постоянным током 3 кВ, а «восьмерка» на сетях переменного тока 25 кВ.

ЧС200 фото
ЧС200
(c) Sergey Korovkin 84 | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На базе ЧС8 были разработаны самые быстроходные электровозы Škoda ЧС200 с эксплуатационной скоростью до 200 км/ч, предназначенные для высокоскоростных линий, и ЧС6, способные работать с длинными тяжелыми составами.

Конец марки, но не конец истории

История электровозов ЧС фактически подошла к концу с распадом СССР, когда поставки в нашу страну резко сократились и их производство стало нерентабельным. Сама компания выжила и сейчас процветает, переключившись на выпуск пассажирских вагонов и электропоездов для европейских стран.

Год назад стало известно, что Škoda как железнодорожный бренд исчезнет к концу этого десятилетия. Крутая чешская техника для железных дорог по-прежнему будет выпускаться, но под другим названием.