Сколько стоит заправить тепловоз: удивительный факт из жизни железных дорог
В разных модификациях он выпускался «Коломенским заводом» с 1970-го по 2007 год, всего было выпущено почти 1000 экземпляров. Такой тепловоз рассчитан работать с составами до 20 стандартных пассажирских вагонов, а в отдельных случаях он может тянуть и все 25.
Сердце ТЭП70 – российский дизель-генератор Д49 мощностью 4000 л. с. Скажу еще, что этот локомотив односекционный – почему это важно, вы увидите позже.
Как считают на железных дорогах
Расход топлива автомобилей меряют в литрах на 100 км пути. Арифметика железных дорог совсем другая. Начать с того, что мощность двигателя локомотивов указывают не в лошадиных силах, а в киловаттах, а расход топлива меряют не по километрам, а по моточасам – в граммах на киловатт-час.
И это не все странности. Так, емкость бака в характеристиках тепловоза указывают в литрах – у ТЭП70 она составляет 6000 л. А вот топливо закупают и цену на него указывают в килограммах. А литр дизтоплива, как мы все знаем, весит вовсе не килограмм, а всего лишь 830-860 грамм.
Хотите окончательно запутаться? Тогда учтем еще, что бак тепловоза никогда не заливают под горловину.
Если в вас еще не пропало мужество и желание разобраться до конца, то давайте подсчитаем, во что это выливается.
«Залейте полный»
Начнем со стоимости заправки. С учетом последнего повышения биржевых цен, солярка стала стоить 72 тысячи рублей за тонну. Пересчитываем в привычные нам единицы и получаем, что один литр топлива РЖД должна закупать по цене около 60-70 рублей за литр. Еще немного подсчетов с учетом неполной заправки бака, и вот окончательная цифра.
Вспомним, что этот пассажирский тепловоз имеет всего одну секцию, а у грузовых тепловозов их может быть две и даже три, и в каждой по баку объемом 6 или 7 кубометров. Так что стоимость заправки самых мощных тепловозов может зашкаливать за миллион.
Холостой ход
Пока вы перевариваете эту цифру, давайте учтем еще, что на холостом ходу тот же Д49 расходует около 19 л солярки в час – опять же, если он новый и полностью исправен. Еще немного калькуляции, и получаем, что ежечасно он сжигает топлива на 1150 руб.
Условно говоря, каждые три секунды из выхлопной трубы тепловоза вылетает рубль.
На ходу
Допустим, наш тепловоз тянет тяжелый состав и его двигатели работают на полную мощность. Большинство тепловозных дизелей в таком режиме расходуют около 200-240 грамм топлива на киловатт-час производимой энергии. Проделав нужные вычисления, я получил, что он в таком режиме ТЭП70 расходует 514 литров в час. Если он везет состав на скорости 100 км/ч, то расходует, соответственно, около 500 литров на 100 километров.
Много это или мало: тепловоз против автомобиля
Чтобы сравнение было корректным, удобно пересчитать расход топлива на одного пассажира.
Допустим, ТЭП70 тянет состав из 20 плацкартных вагонов, полностью загруженных – напомним, в плацкарте 54 места, а значит, в таком поезде будет 1080 пассажиров, плюс поездная бригада примерно из 25 человек.
Тогда даже на полной мощности он будет потреблять менее 0,5 л на / 100 км в расчете на пассажира.
Если вы водите машину, то сразу поймете, насколько поезда экономичнее, чем автомобили. Даже очень экономичное авто, полностью загруженное пассажирами, расходует не менее 1 л на сотню. При этом вы вынуждены сидеть в тесноте, а в поезде в распоряжении каждого пассажира целая койка, туалет и некоторые другие удобства.
Почему тогда билеты на поезд подчас стоят куда дороже, чем вышла бы поездка на машине по тому же маршруту, скажете вы. Очевидно, что расход топлива – не единственный фактор, который влияет на цену билетов. Но это уже совсем другая история.