Волнующий всех вопрос: почему ремни безопасности в самолетах не такие же, как в машинах

На самом деле, до некоторых пор поясной ремень безопасности был и в автомобилях. Но со временем они сменились на плечевые с кнопочным механизмом, а в самолетах было решено оставить все, как есть. С чем же это связано?
Волнующий всех вопрос: почему ремни безопасности в самолетах не такие же, как в машинах
Unsplash
Самолет — поистине уникальный вид транспорта. Ни один другой современный ремень безопасности не похож на тот, что используется в нем!

В каком году появились ремни безопасности

Ремни безопасности появились задолго до того, как самолеты и автомобили стали основными средствами передвижения. В 1885 году американский изобретатель Эдвард Клэгхорн запатентовал ремень безопасности, который предназначался для фиксации кучера на конной повозке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первый ремень безопасности, схема 1885 года
Первый ремень безопасности, схема 1885 года
Atlas Obscura

В первых автомобилях ремни безопасности не были предусмотрены. Они появились в 1907 году — такие же, как в современных самолетах. Однако довольно быстро люди осознали, что такая конструкция ремня больше вредит, чем защищает: при серьезной аварии человек мог получить травму таза.

Ситуация изменилась лишь в конце 1960-годах, когда в свет вышла книга адвоката Ральфа Нейдера «Опасен на любой скорости», в которой он резко раскритиковал автомобили тех времен. Эффект от его гневных комментариев не заставил себя долго ждать: тут же в США приняли закон, обязывающий производителей транспортных средств установить механизмы пристегивания. В СССР это произошло несколько позднее: в 1973-м вышло постановление Совмина СССР, в котором говорилось о необходимости наладить массовое производство ремней безопасности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первое время они имели пряжку с подъемным рычагом — как в современных самолетах, а спустя некоторое время ее заменили на кнопочные, которые сегодня используются во всех автомобилях.

Ремни безопасности для самолета

В самолетах такое средство безопасности появилось в 1930-1940-х годах, но тоже ненадолго. В 1947 году несколько авиакомпаний выступили против использования ремней безопасности в самолетах, так как при падении они якобы могли вызвать больше травм. Конечно, это оказалось огромным заблуждением: как правило, в авиакатастрофах больше страдают непристегнутые пассажиры. И спустя 10 лет, в 1958 году, в США вышел федеральный закон об авиации, который положил начало движению к повышению требований безопасности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Пассажирские кресла в самолете
Unsplash

Разница между ремнями безопасности в самолетах и автомобилях

Есть ряд причин, по которым поясной ремень с подъемным рычагом исчез из автомобилей, но не исчез из самолетов.

Во-первых, плечевой ремень в автомобиле крепится к очень прочной его части — к раме. В самолете же не все сидения расположены у стенки, прикрепить их к потолку было бы неразумно, так как толку от такого ремня мало. Крепить к спинке сидения — тоже не вариант. Оно не выдержит веса пассажира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во-вторых, пряжка с подъемным рычагом более надежна и удобна в экстренных ситуация: ее довольно просто расстегнуть в экстренной ситуации (одним движением руки), но в то же время ее очень трудно расстегнуть случайно. Кнопочная пряжка, которая обычно крепится на бедре, может расстегнуться при ударе, если что-то ударится о кнопку: например, если откроется багажное отделение и из него упадет небольшая сумка.

И в-третьих, способ движения самолетов по сравнению с автомобилями сильно отличается. Автомобильные аварии обычно связаны с движением вперед, назад или вбок. Плечевой ремень не позволит всей верхней части вашего тела дергаться из стороны в сторону при резком ускорении или замедлении. В самолете же при аварийной ситуации движение происходит вверх-вниз.