На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами

Вы точно задавались вопросом, почему иллюминаторы самолетов имеют округлую форму. На самом деле, изначально они действительно были квадратными, но после одного случая инженерам пришлось их несколько видоизменить...
На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами
Wikipedia
До 1950-х годов окна самолетов имели квадратную форму. Но тогда воздушные суда летали намного медленнее и ниже — это очень значимая деталь.

2 мая 1952 года первый в мире авиалайнер начал коммерческую эксплуатацию. Пассажирский самолет British Overseas Airways Corporation De Havilland Comet (будем называть его сокращенно — просто «Комета») совершил полет из Лондона в Йоханнесбург.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На борту самолета находились 42 человека: 6 членов экипажа и 36 пассажиров. А в отсеке багажа лежали 30 мешков с почтой. Толпы зрителей и журналистов с камерами кинохроники пришли посмотреть на новый реактивный самолет в действии, который с ревом взлетел, когда четыре встроенных в его крылья двигателя включились и подняли его в воздух на высоту 10 000 м. Невероятная цифра для тех времен!

Работа над серией реактивных авиалайнеров велась в течение шести лет: с 1946 по 1952 годы. В отличие от самолетов, уже много лет находящихся в эксплуатации, эти имели большую вместимость, крейсерскую скорость в 740 км/ч и дальность полета в 2400 км. Новейшие самолеты также могли долететь из Лондона в Токио всего за 36 часов вместо 86! Публике «Комета» очень понравилась, и за первый год эксплуатации авиалайнеры этой серии перевезли более 30 000 пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Создание реактивного самолета «Комета-1»
Создание реактивного самолета «Комета-1»
BAE Systems
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Затем самолеты начали разваливаться

За два года — 1952 и 1953 — три «Кометы» потерпели крушение. Но это произошло не из-за сломанных шасси, ошибки пилота, плохой погоды или технической неисправности — установить реальные причины так и не удалось.

Приближаться к разгадке начали лишь год спустя: 10 января 1954 года авиалайнер De Havilland DH-106 Comet 1 через 20 минут после вылета из Рима на высоте 8250 метров испытал взрывную декомпрессию и буквально развалился в воздухе, рухнув в Средиземное море у берегов Эльбы. Все находящиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По результатам расследования причин катастрофы было выдвинуто несколько версий:

  • Отказ одного из элементов привода управляющих плоскостей;
  • Сильные турбулентные потоки, вызвавшие запредельные перегрузки;
  • Потеря управления;
  • Перепад давления;
  • Отказ двигателя.
Никто даже и не думал, что виной всему могут быть окна неправильной формы.

Определить точную причину не успели — 8 апреля 1954 года другая «Комета 1» авиакомпании BOAC, которая направлялась из Рима в Каир, развалилась в воздухе по тому же сценарию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксплуатация «Комет» приостановилась. Начались тщательные исследования разбившихся самолетов. Их дубликаты подвергли различным стресс-тестам с использованием домкратов для имитации вибраций и гигантского бассейна для проверки давления в корпусе.

Самолет серии «Комета» в бассейне
Самолет серии «Комета» в бассейне
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Инженеры обнаружили, что конструкторы недостаточно хорошо понимали, какой нагрузки подвергается реактивный лайнер. При посадке и полете на большой высоте наддув и разгерметизация многократно нагружали корпус, его каркасы были недостаточно прочными. В результате в очень значимых местах, таких как крепление радиоантенны и грузовой люк, образовывались трещины, и примерно после 1000 циклов давления корпус буквально взрывался и распадался на мелкие обломки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда эксперты выдвинули маловероятную гипотезу о том, что «Кометы» терпели крушение из-за установленных в них квадратных окон. Спустя еще несколько проверок, исследователи вынесли вердикт: наиболее вероятной причиной разрушения самолетов является микротрещина вокруг отверстия болтового соединения обшивки в нижнем углу иллюминатора.

Работа над ошибками, которая оказалась не оценена

И хотя в производство были запущены улучшенные варианты «Комета-2», 3 и 4, компания De Havilland не смогла вернуть себе былую славу. После многочисленных катастроф общественность потеряла доверие к самолетам этой серии.

Тем временем в США в гонку на постройку реактивного лайнера принял участие маловероятный претендент — известная в прошлом компания-производитель военных самолетов Boeing. Корпорация буквально научилась на чужих ошибках и выпустила серию модифицированных авиалайнеров.

Первый Boeing 707 серии Boeing 700 совершил свой первый полет 20 декабря 1957 года. Размах крыльев воздушного судна составлял 40 м, крейсерская скорость — 970 км/ч, дальность полета — 4800 км, а еще авиалайнер мог вмещать 181 пассажира. По всем этим показателям он сильно выигрывает у своего предшественника. Ну а о будущем успехе Boeing вы и сами прекрасно знаете.