На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами
2 мая 1952 года первый в мире авиалайнер начал коммерческую эксплуатацию. Пассажирский самолет British Overseas Airways Corporation De Havilland Comet (будем называть его сокращенно — просто «Комета») совершил полет из Лондона в Йоханнесбург.
На борту самолета находились 42 человека: 6 членов экипажа и 36 пассажиров. А в отсеке багажа лежали 30 мешков с почтой. Толпы зрителей и журналистов с камерами кинохроники пришли посмотреть на новый реактивный самолет в действии, который с ревом взлетел, когда четыре встроенных в его крылья двигателя включились и подняли его в воздух на высоту 10 000 м. Невероятная цифра для тех времен!
Работа над серией реактивных авиалайнеров велась в течение шести лет: с 1946 по 1952 годы. В отличие от самолетов, уже много лет находящихся в эксплуатации, эти имели большую вместимость, крейсерскую скорость в 740 км/ч и дальность полета в 2400 км. Новейшие самолеты также могли долететь из Лондона в Токио всего за 36 часов вместо 86! Публике «Комета» очень понравилась, и за первый год эксплуатации авиалайнеры этой серии перевезли более 30 000 пассажиров.
Затем самолеты начали разваливаться
За два года — 1952 и 1953 — три «Кометы» потерпели крушение. Но это произошло не из-за сломанных шасси, ошибки пилота, плохой погоды или технической неисправности — установить реальные причины так и не удалось.
Приближаться к разгадке начали лишь год спустя: 10 января 1954 года авиалайнер De Havilland DH-106 Comet 1 через 20 минут после вылета из Рима на высоте 8250 метров испытал взрывную декомпрессию и буквально развалился в воздухе, рухнув в Средиземное море у берегов Эльбы. Все находящиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.
По результатам расследования причин катастрофы было выдвинуто несколько версий:
- Отказ одного из элементов привода управляющих плоскостей;
- Сильные турбулентные потоки, вызвавшие запредельные перегрузки;
- Потеря управления;
- Перепад давления;
- Отказ двигателя.
Определить точную причину не успели — 8 апреля 1954 года другая «Комета 1» авиакомпании BOAC, которая направлялась из Рима в Каир, развалилась в воздухе по тому же сценарию.
Эксплуатация «Комет» приостановилась. Начались тщательные исследования разбившихся самолетов. Их дубликаты подвергли различным стресс-тестам с использованием домкратов для имитации вибраций и гигантского бассейна для проверки давления в корпусе.
Инженеры обнаружили, что конструкторы недостаточно хорошо понимали, какой нагрузки подвергается реактивный лайнер. При посадке и полете на большой высоте наддув и разгерметизация многократно нагружали корпус, его каркасы были недостаточно прочными. В результате в очень значимых местах, таких как крепление радиоантенны и грузовой люк, образовывались трещины, и примерно после 1000 циклов давления корпус буквально взрывался и распадался на мелкие обломки.
Тогда эксперты выдвинули маловероятную гипотезу о том, что «Кометы» терпели крушение из-за установленных в них квадратных окон. Спустя еще несколько проверок, исследователи вынесли вердикт: наиболее вероятной причиной разрушения самолетов является микротрещина вокруг отверстия болтового соединения обшивки в нижнем углу иллюминатора.
Работа над ошибками, которая оказалась не оценена
И хотя в производство были запущены улучшенные варианты «Комета-2», 3 и 4, компания De Havilland не смогла вернуть себе былую славу. После многочисленных катастроф общественность потеряла доверие к самолетам этой серии.
Тем временем в США в гонку на постройку реактивного лайнера принял участие маловероятный претендент — известная в прошлом компания-производитель военных самолетов Boeing. Корпорация буквально научилась на чужих ошибках и выпустила серию модифицированных авиалайнеров.
Первый Boeing 707 серии Boeing 700 совершил свой первый полет 20 декабря 1957 года. Размах крыльев воздушного судна составлял 40 м, крейсерская скорость — 970 км/ч, дальность полета — 4800 км, а еще авиалайнер мог вмещать 181 пассажира. По всем этим показателям он сильно выигрывает у своего предшественника. Ну а о будущем успехе Boeing вы и сами прекрасно знаете.