Как искусственный интеллект изменит школу в ближайшем будущем: проверять тетради будет не учитель
В Московском городском педагогическом университете эту тему не просто обсуждают, но и внедряют. Так, на уровне Ученого совета здесь первыми в России разрешили студентам использовать возможности ИИ при подготовке квалификационных работ.
Можно ли адаптировать инструменты ИИ для сферы школьного и высшего образования
Одной из ключевых тенденций в современном образовании является адаптивное обучение, основанное на индивидуальных образовательных траекториях. ИИ играет здесь решающую роль, позволяя создавать уникальные учебные планы, которые настраиваются на специфические потребности и способности каждого ученика. Это подходит к понятию идеального урока, где данные, собранные в процессе обучения, помогают учителям и программам адаптироваться и улучшаться. К примеру, сегодня учителя тратят массу сил и времени на рутинные операции вроде проверки тетрадей, составления отчетов, заполнения электронных журналов и прочей «бумажной волокиты». Актуальна и проблема индивидуализации контроля знаний при большой наполняемости классов. В итоге у педагога не хватает ресурса на работу с отстающими детьми, на развитие их мотивации и творческих способностей.
И вот здесь технологии искусственного интеллекта могут стать бесценным помощником. С их помощью можно автоматизировать проверку тестов, домашних и творческих заданий. А главное – обеспечить для каждого ученика персональную обратную связь и рекомендации по устранению пробелов в знаниях. Такой индивидуальный «тьютор», работающий 24 часа в сутки, позволит существенно разгрузить учителя и одновременно повысить образовательные результаты.
Важным аспектом внедрения ИИ в образование стала его способность анализировать не только явно выраженные запросы и ответы, но и множество невысказанных данных, таких как эмоциональное состояние учеников, стиль их обучения и многое другое. Такой анализ обеспечивает более глубокое понимание учебного процесса и способствует созданию более эффективных образовательных стратегий.
Еще пару лет назад, в период вынужденного массового перехода школ на дистанционный формат, многие возлагали большие надежды на ИИ как инструмент, который позволит кардинально модернизировать и оптимизировать образовательный процесс. Отчасти это произошло: разработчики электронных образовательных платформ активно интегрировали в свои сервисы интеллектуальные алгоритмы для персонализации обучения, адаптивных рекомендаций, контроля успеваемости.
Однако по мере накопления практического опыта стало ясно, что возможности технологий сильно преувеличены. Ни о какой скорой полноценной замене учителей речи быть не может в силу целого ряда объективных факторов. Соответственно и радужные перспективы «цифровизации» образования пришлось серьезно скорректировать.
Существует целый ряд важнейших педагогических функций, которые и в среднесрочной перспективе нереально доверить технологиям ИИ:
- Во-первых, это оценка знаний и компетенций учащихся. Как недавно продемонстрировал эксперимент с эссе, сгенерированным по теме и получившим высший балл, системы ИИ в принципе не способны объективно оценить глубину понимания материала, сформированность аргументации и критического мышления.
- Во-вторых, это воспитательная функция – формирование социальных норм поведения и системы ценностей. Хотя отдельные ИИ и демонстрируют удивительно правдоподобное общение, они не обладают собственными предпочтениями и моделями мира, значит, передать их другим тоже не могут. Эту миссию пока что не может взять на себя ни один алгоритм.
- Наконец, живая коммуникация, способность к сочувствию, тонкое понимание эмоциональных состояний и внутренних мотивов ученика – всё это неотъемлемо от работы настоящего школьного учителя и недоступно для машин даже в отдаленной перспективе, считают многие специалисты.
Внедрение ИИ в образование несет в себе определенные вызовы. Один из них — этические и безопасные аспекты использования ИИ. Вопросы конфиденциальности данных, возможность появления ошибок или предвзятости алгоритмов ИИ требуют тщательного рассмотрения и регулирования. Кроме того, существует опасность, что учащиеся могут стать слишком зависимыми от технологий, что потенциально может уменьшить их способность к критическому мышлению и самостоятельному решению проблем.
Несмотря на эти проблемы, потенциал ИИ в образовании огромен. Он может помочь преодолеть ряд проблем современной образовательной системы, включая персонализацию обучения, улучшение вовлеченности и мотивации учащихся, а также облегчение работы учителей за счет автоматизации рутинных задач.
Именно поэтому сценарий полномасштабного перехода к «безлюдным» школам, когда учитель заменяется виртуальным классным руководителем в форме голограммы, выглядит крайне маловероятным. Даже самая совершенная нейросеть не способна к адаптивности и эмпатии живого человека. А значит, какие бы «умные» машины ни появлялись в наших школах, за педагогом-профессионалом останется ключевая роль в воспитании новых поколений.