Почему самолеты с тремя турбинами были популярны — и куда они исчезли

В семидесятых они были королями неба, а сейчас авиастроители практически полностью отказались от трехмоторной компоновки.
Почему самолеты с тремя турбинами были популярны — и куда они исчезли
(c) Mark Tang | Wikipedia
В 1963 году совершил первый полет Boeing-727 — его принято считать первым гражданским трайджетом.

Так называют авиалайнеры с тремя реактивными двигателями (англ. tri-jet — «три» и «реактивный двигатель»). Пять лет спустя поднялись в воздух советский Ту-154 и американский широкофюзеляжник McDonnell Douglas DC-10. Вскоре подоспел Lockheed L-1011 Tristar и в авиации началась эра трехмоторников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все они принадлежали ко второму поколению реактивных авиалайнеров, придя на смену четырехмоторным самолетам первого поколения, таким, как Boeing 707.

«Положено не меньше трех»

Ту-154Б-2
Ту-154 совершил первый полет в 1968 г.
(c) Yevgeny Pashnin | Wikipedia

Появление трайджетов связано с международными нормами безопасности, родившимися еще во времена винтовых самолетов. Поршневые моторы той эпохи были ненадежными, и органы, контролирующие безопасность полетов, запрещали двухмоторникам летать на авиалиниях, время полета на которых превышало один час. С появлением реактивных авиалайнеров это правило не исчезло. Работать над Атлантикой, например, двухмоторные лайнеры не могли, тут летали четырехмоторники.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако есть общее правило, что чем меньше моторов, тем самолет более эффективен и экономичен. Поэтому, как только моторостроители смогли разработать достаточно мощные турбореактивные двигатели, трехмоторники начали вытеснять четырехмоторных конкурентов. Остались лишь самые крупные из них, такие как Boeing 747 или Ил-86.

Куда они исчезли

Boeing 727 — один из первых трайджетов фото
Boeing 727 — один из первых трайджетов.
(c) Aero Icarus | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1980 году директор Федеральной авиационной администрации США Джей Линн Хелмс заявил: «Скорее ад остынет, чем я разрешу двухмоторному самолету лететь через Атлантику». Однако это заявление не стало пророческим. Мы не знаем, остыл ли ад в день 1976 года, когда международный орган ИКАО увеличил разрешенное время полетов двухмоторных самолетов до 90 минут.

Связано это было с повышением надежности моторов. Турбореактивные двигатели в целом более надежны, чем поршневые, а к концу 1970-х прогресс еще повысил их безотказность. В том же году первый двухмоторный широкофюзеляжник Airbus A300 начал летать над большими морскими акваториями — заливами и закрытыми морями. А в 1984 году вышли полностью новые правила, снявшие ограничения по дальности.

Тем временем, и моторостроители не спали и представляли все более мощные моторы. Напомню, что чем меньше моторов, тем самолет более экономичен и эффективен. Двухмоторники начали потихоньку вытеснять трехмоторные машины, так что к текущему времени последние практически исчезли.