За что пилоты называют Boeing 757 «воздушным суперкаром»

Один из самых популярных авиалайнеров в семействе «Боингов» в свое время стал первым в нескольких отношениях.
За что пилоты называют Boeing 757 «воздушным суперкаром»
(c) Konstantin von Wedelstaedt | Wikipedia
Свой первый полет Boeing 757 совершил в 1982 году.

Всего за время производства Boeing выпустил 1050 единиц этого авиалайнера в короткой версии 757-200 и удлиненной 757-300. Вот уже 25 лет как их прекратили выпускать, а по всему миру все еще работают более полутысячи 757-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Последний из летающих масл-каров

Если зайти на форумы западных летчиков, вы обнаружите, что многие называют Boeing 757 «воздушным суперкаром» или, что даже чаще, «последним масл-каром». Поясню для тех, кто далек от автомобильной истории, что масл-карами (muscle car) называют американские легковые автомобили эпохи дешевого бензина, оснащавшиеся огромными двигателями. Нетрудно догадаться, что причиной такого прозвища авиалайнера стала его высокая энерговооруженность.

Двигатель Rolls-Royce RB211 фото
Двигатель Rolls-Royce RB211
(c) John | Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Boeing 757 задумывался как среднемагистральный самолет для небольших аэропортов, зачастую не имеющих достаточно длинной полосы, чтобы принимать крупные авиалайнеры с вместимостью от 200 пассажиров и более. Чтобы уменьшить длину разбега, конструкторы заложили необычно мощные для самолета такого размера двигатели Rolls-Royce RB211 с тягой по 179 кН.

Кстати, это первый случай в истории Boeing, когда на ее самолете были применены иностранные моторы.

Для сравнения, тяга двигателей Airbus A320, имеющего примерно тот же взлетный вес, в самой мощной версии не превышает 160 кН, а в большинстве вариантов еще меньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Благодаря высокой энерговооруженности Boeing 757 мог взлетать с полос длиной от 1,6 км, а от земли отрывался уже на скорости 260 км/ч.

Boeing 757 и Ту-204

Примечательно, что подобный «суперкар» примерно в тот же период создали и в СССР — речь идет о Ту-204, еще одном авиалайнере того же класса. Его динамические характеристики оказались довольно близки к боинговским.

Высокая энерговооруженность позволяет Boeing 757 взлетать даже с коротких ВПП фото
Высокая энерговооруженность позволяет Boeing 757 взлетать даже с коротких ВПП
(c) Ian Abbott | Flickr
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие инновации 757-го

Для Boeing и гражданской авиации в целом этот самолет стал революционным сразу в нескольких отношениях. На нем американский концерн впервые применил крыло с суперкритическим профилем. В то время, как обычные крылья более выпуклые сверху, чем снизу, суперкритическое крыло имеет обратный профиль. Его применение на 757-м позволило уменьшить вес крыла и снизить расход топлива на 15%.

Кроме того, конструкторы этой машины впервые нашли возможность так организовать пространство кабины, чтобы отказаться от борт-механика и сократить экипаж до двух человек. Глядя на Boeing, и другие авиастроители перешли на двухместные кабины.