За что пилоты называют Boeing 757 «воздушным суперкаром»
Всего за время производства Boeing выпустил 1050 единиц этого авиалайнера в короткой версии 757-200 и удлиненной 757-300. Вот уже 25 лет как их прекратили выпускать, а по всему миру все еще работают более полутысячи 757-х.
Последний из летающих масл-каров
Если зайти на форумы западных летчиков, вы обнаружите, что многие называют Boeing 757 «воздушным суперкаром» или, что даже чаще, «последним масл-каром». Поясню для тех, кто далек от автомобильной истории, что масл-карами (muscle car) называют американские легковые автомобили эпохи дешевого бензина, оснащавшиеся огромными двигателями. Нетрудно догадаться, что причиной такого прозвища авиалайнера стала его высокая энерговооруженность.
Boeing 757 задумывался как среднемагистральный самолет для небольших аэропортов, зачастую не имеющих достаточно длинной полосы, чтобы принимать крупные авиалайнеры с вместимостью от 200 пассажиров и более. Чтобы уменьшить длину разбега, конструкторы заложили необычно мощные для самолета такого размера двигатели Rolls-Royce RB211 с тягой по 179 кН.
Для сравнения, тяга двигателей Airbus A320, имеющего примерно тот же взлетный вес, в самой мощной версии не превышает 160 кН, а в большинстве вариантов еще меньше.
Благодаря высокой энерговооруженности Boeing 757 мог взлетать с полос длиной от 1,6 км, а от земли отрывался уже на скорости 260 км/ч.
Boeing 757 и Ту-204
Примечательно, что подобный «суперкар» примерно в тот же период создали и в СССР — речь идет о Ту-204, еще одном авиалайнере того же класса. Его динамические характеристики оказались довольно близки к боинговским.
Другие инновации 757-го
Для Boeing и гражданской авиации в целом этот самолет стал революционным сразу в нескольких отношениях. На нем американский концерн впервые применил крыло с суперкритическим профилем. В то время, как обычные крылья более выпуклые сверху, чем снизу, суперкритическое крыло имеет обратный профиль. Его применение на 757-м позволило уменьшить вес крыла и снизить расход топлива на 15%.
Кроме того, конструкторы этой машины впервые нашли возможность так организовать пространство кабины, чтобы отказаться от борт-механика и сократить экипаж до двух человек. Глядя на Boeing, и другие авиастроители перешли на двухместные кабины.