Зачем самолеты сбрасывают топливо перед вынужденной посадкой: объясняем на пальцах
Разрешенный посадочный вес, как правило, несколько меньше. Это позволяет современным авиалайнерам взлетать с большей нагрузкой, чем может выдержать шасси при посадке, и летать на большие расстояния. Однако в ситуации вынужденной посадки это приводит к необходимости сбрасывать топливо.
В каких ситуациях это делают
Допустим, самолет взлетел с максимальной нагрузкой, но полет пошел не по плану и ему нужно срочно приземлиться. Такое возможно из-за технических проблем или если кому-то из пассажиров стало плохо.
В этом месяце случился казусный случай, когда на борту грузового Boeing 747 из стойла вырвалась лошадь. Пилоты решили вернуться в аэропорт отправки, перед ч им пришлось распылить над Атлантикой около 20 литров керосина.
Какие самолеты умеют сбрасывать топливо
Уже в 1960-х годах международные правила для гражданских самолетов предписывали, что все авиалайнеры с разницей между допустимым взлетным и посадочным весом больше 5% должны иметь систему сброса топлива. Первые большие реактивные самолеты, такие как Boeing 707 или McDonnell Douglas DC-8, были ею оснащены.
Позднее правила смягчили и сейчас далеко не все джеты умеют сбрасывать топливо. Например, не умеют двухмоторные Boeing 737 и Airbus A320. Поэтому срочно приземлиться они не могут — вместо этого, перед посадкой они должны кружить над аэропортом, пока не сожгут в двигателях лишнее топливо.
Правда, сбросить керосин — тоже дело не одного момента. Известно, например, что в 2009 году Airbus A340 потратил целых 11 минут на то, чтобы избавиться от лишних 53 тонн.
Что происходит со сброшенным топливом
Керосин падает вниз в форме дождя со скоростью снижения около 2,5 м/с — значит, если его сбросить на высоте 1 км, земли он достигнет только через 7 минут. Часть топлива испаряется в воздухе, но значительная порция и достигает земли.
Например, в 2020 году Boeing 777 распылил солидную порцию керосина над Лос-Анджелесом, при этом накрыв несколько детских площадок. Как минимум 50 человек попали под «дождь».
Поэтому для этой опасной операции диспетчеры обычно направляют аварийный самолет в зону, очищенную от других самолетов, и подальше от жилья. В идеале сброс происходит над морем.