Как мир отказался от этилированного бензина, самого вредного из «полезных» изобретений
Автомобильные моторы становились все более совершенными, мощными — и при этом более требовательными к качеству топлива. Каковое нефтяники обеспечить не могли. Бензин в те годы изготавливался методом прямой перегонки из сырой нефти и повысить его октановое число выше 50-60 не получалось.
Поясню, что октановое число связано со склонностью топлива к детонации: чем оно выше, тем меньше риск, что пары бензина в цилиндрах мотора взорвутся раньше, чем свеча зажигания воспламенит ее. Детонация очень вредна для мотора и приводит к его преждевременному разрушению.
Гениальный Миджли
В 1920-х General Motors нанял талантливого химика Томаса Миджли, чтобы найти, наконец, возможность создать топливо достаточно высокого качества. Экспериментируя с разными добавками, тот случайно открыл, что если добавить в бензин аптекарский йод, преждевременная детонация исчезает.
Тогда Миджли стал экспериментировать с разными топливными присадками и в конце концов остановился на тетраэтилсвинце.
Его находка открывала для General Motors потрясающие перспективы роста. Компания тут же состряпала альянс с химическим концерном DuPont и нефтяным Standard Oil и начала выпускать этилированный бензин.
Почему «этилированный»? История говорит, что слово «свинец» в названии присадки настораживало публику, ведь о его токсичности было известно уже в те годы. Поэтому в названии топлива оставили только слово «этил».
Отказ от ТЭС
Надо сказать, что любой бензин, будь то этилированный или неэтилированный, ядовит и угнетает нервную систему. Однако токсическое действие первого в разы выше. Он разрушает нервную и пищеварительную систему, нарушает моторную функцию, вызывает галлюцинации.
Для автомобилей этилированный бензин также вреден, разъедая компоненты мотора, топливной и выхлопной систем.
GM уперлась в эти проблемы сразу, как только запустила его производство. Уже к 1925 г. около 30 рабочих на ее нефтяном заводе погибли от отравления, еще больше стали инвалидами. Общественность всполошилась и некоторые города, включая Нью-Йорк и Филадельфию, запретили его применение.
Несмотря на это, этилированный бензин продолжал выпускаться до 1980-х годов, и лишь после этого большинство стран мира полностью запретили его использование.
Тем более, что и нефтехимические технологии того времени уже позволяли обойтись без ТЭС. Во-первых, прямую перегонку нефти заменил крекинг, который без присадок дает топливо с октановым числом до 92 и даже выше. А во-вторых, появились более безопасные присадки, в первую очередь — метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), который применяют российские производители топлива.