Рога, рожки и рожечки: какое оборудование находится на крыше локомотива
Над всеми другими устройствами возвышается токосъемник, он же пантограф. Что касается других устройств, тут набор может отличаться в зависимости от типа вагона или локомотива.
Возьмем, к примеру, мотор-вагон электропоезда (на фото выше). За пантографом плотными рядами установлены серые цилиндры. Это — резисторы системы торможения. Тормозит электричка моторами, при этом часть энергии возвращается в сеть. Чтобы избежать короткого замыкания, ток пропускают через реостаты. Их располагают на крыше для лучшего охлаждения и защиты от гравия и вандалов.
Другие резисторы, меньшего размера, встроены в электрическую цепь мощного прожектора поезда.
Крыша локомотива
А теперь давайте рассмотрим крышу головного вагона электрички или локомотива. Здесь «зоопарк» устройств гораздо более богатый. Начнем с гудков. Именно так, во множественном числе, потому что гудков у любого поезда два, с разной громкостью и разным тембром (здесь подробное объяснение, как они используются).
На следующем фото видны также воздухозаборники системы охлаждения. И дизели тепловозов, и высоковольтное оборудование электровозов при работе сильно греются и требуют отводить тепло.
Наконец, на крыше расположен целый ряд антенн. Они могут выглядеть как на фото выше — такая антенна называется диско-конусной — или как светло-серая штанга на фото ниже. Есть еще антенны КВ-диапазона, представляющие собой горизонтальный 8-метровый провод, протянутый вдоль крыши.
С помощью всех этих антенн машинист обменивается информацией с другими железнодорожными службами — начальником поезда, бригадами встречных локомотивов, дежурным по станции, диспетчером... и на этом список не заканчивается.
Надо сказать, что антенн на крышах поездов с годами становится все больше. У современных локомотивов к традиционным КВ- и УКВ-антеннам добавились GPS-антенны и сотовой связи. Более того, бывает, что один тепловоз или электровоз несет две GPS-антенны, используемые разными системами.