Железнодорожные птицы: почему в России поезда называют в честь пернатых
Выбор пал на птиц по нескольким причинам. Во-первых, птицы имеют элегантные формы и красивые окраски, что вызывает ассоциацию с грацией и изящностью. Назвав поезда в честь птиц, делался расчет на то, что у людей они будут ассоциироваться со всеми вышеперечисленными качествами. Плюс ко всему, «птичьи имена» легче запомнить, в отличие от реальных моделей поездов: ЭВС1/ЭВС2, ЭС1/ЭС1П, ЭГ2Тв и так далее. В этих сочетаниях букв и цифр очень легко запутаться!
Во-вторых, птицы способны развивать высокую скорость. Как и многие отечественные пригородные поезда и поезда дальнего следования.
В-третьих, свою роль сыграл и образовательный аспект. Каждый поезд получает имя конкретной птицы неспроста — учитываются ее физические способности и прочие характеристики. Это позволяет пассажирам расширить свой кругозор, узнать новые виды птиц и некоторые факты о них.
Какие есть поезда с «птичьими» названиями?
- «Кукушка». Такое название имеет короткий поезд, состоящий максимум из 5 вагонов. Как правило, «кукушки» курсируют только на малоактивных участках железной дороги. Название это появилось давно, еще в 1894 году — в то время такое прозвище получил пригородный поезд Петергоф — Ораниенбаум.
- «Сокол». Первый высокоскоростной электропоезд ЭС250 был разработан в конце 1990-х. Он должен был курсировать по маршруту Санкт-Петербург — Москва, однако испытания, проводившиеся с 2001 по 2002 год, опытный образец не прошел. Причина: ЭС250 «представляет неиллюзорную опасность». Дорабатывать поезд не стали.
- «Попугай». На закате 1980-х годов центр ядерных исследований в Дубне заказал у Рижского вагоностроительного завода три шестивагонных электропоезда ЭР2Т-7098 и ЭР2Т-7100. Передвигался он по маршруту Москва — Дубна и отличался очень комфортабельными условиями. Вместо стандартных трехместных жестких лавок в «Попугаях» были комфортные кресла по схеме 2+2 и 2+3. А название свое этот поезд получил из-за яркого окраса: он имел бело-голубую раскраску вагонов и контрастные красные полосы на «мордочке».
- «Ласточка». Такое название имели сразу два поезда. Первый появился в 2000 году на Западно-Сибирской железной дороге — это был электропоезд ЭД4МК-0041. А второй поезд знаком многим: в 2009-м году РЖД заказали у Siemens двухсистемные пригородные электропоезда — готовились к проведению зимних Олимпийских игр 2014-го года в Сочи. Они способны развивать скорость до 160 км/ч.
- «Чайка». Экспресс поезд начал работать в 2017 году. Он перевозит пассажиров из Ярославля в Рыбинск всего за 1 час 15 минут. Название было дано из-за раскраски тепловоза ТЭП70БС.
- «Колибри». Это узкоколейный тепловоз ТУ10, спроектированный в 2010 году специально для детских железных дорог. Выбор имени вполне очевиден.
- «Буревестник». Скоростной фирменный пассажирский поезд курсировал курсировавший по маршруту Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород до 2014 года. Имя поезду было дано по названию поэмы Горького, уроженца Нижнего Новгорода, — «Песня о Буревестнике».
- «Сапсан». Кто же не знает о высокоскоростном электропоезде, соединяющем Москву с Санкт-Петербургом! Поезда закупили у компании Siemens, сапсаном назвали в честь самой быстрой птицы в мире.
- «Иволга». Поезда ЭГ2Тв, разработанные в 2014 году Тверским вагоностроительным заводом, ежедневно встречают москвичи — они курсируют на Московских центральных диаметрах. Вот только название ему дали не из-за технических характеристик, и не из-за внешних данных. Поезд в принципе с иволгой мало чего общего имеет. Вероятно, было принято решение придумать что-то по типу «Ласточки»: чтобы звучало красиво, и ну чтобы название было птичьим.
- «Дятел». Первый дизель-электропоезд ДТ1, который производился Торжокским вагоностроительным заводом с 2009 по 2013 годы. Его вагоны были окрашены в синий цвет, на каждом красовалась белая полоска, а «мордочка» локомотива имела контрастную красную полоску. Такая окраска, а также созвучность названия «Дэ-Тэ», побудила дать поезду прозвище «Дятел».
- «Стриж». Официальное название скоростных поездов «Talgo 250» дали из-за их способности наклонять кузов в кривых и изменять ширину колеи. Стриж — одна из самых быстрых и маневренных птиц в мире, которая способна изменять траекторию своего движения с поразительной быстротой.
- «Орлан». Это не обычные поезда. Это рельсовые автобусы РА-3! Они производятся с 2019 года на заводе «Метровагонмаш» и работают в Подмосковье, на юге России, в Удмуртии и на Сахалине. Для выбора названия был проведен конкурс среди россиян, в итоге выбор пал именно на орлана.