Почему США отказались от многоразовых шаттлов

СССР и США вложили огромные усилия в создание пилотируемых космических кораблей. А что в итоге? «Буран» так и не взлетел, а Space Shuttle ушли на пенсию, и замену для них делать не стали.
Почему США отказались от многоразовых шаттлов
NASA
9 марта 2011 года шаттл «Дискавери» приземлился в космическом центре имени Кеннеди во Флориде. В тот день закончилась эпопея СССР и США с многоразовыми челноками.

Он поднимется в воздух еще раз, но уже на спине Boeing 747, доставившего шаттл с космодрома в Вашингтон, в филиал Национального музея авиации и космонавтики Смитсоновского института.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Замену «шаттлам» американцы не успели приготовить и решили временно воспользоваться услугами российских партнеров, предоставивших для полетов в космос корабли «Союз». Примечательно то, что делать новый многоразовый пилотируемый корабль NASA и не планировали.

Что не так с челноками

Невыгодные...

На заре программы Space Shuttle экономисты считали, что многоразовые корабли будут выгоднее, чем одноразовые. Однако для этого каждый челнок должен был совершить около 100 полетов. Космическое агентство планировало совершать около 30 полетов ежегодно, используя группу из пяти аппаратов.

На практике американцы даже близко не приблизились к требуемой частоте запусков. За 30 лет челноки совершили 135 полетов. Больше всех отработал Discovery, налетав 39 раз.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

...и опасные

Как хорошо известно, 2 из 5 шаттлов погибли. Изначально считалось, что число смертельныхнеудачных запусков будет относительно невелико, от 0,001% до 1%. После первой катастрофы, случившейся с аппаратом Challenger в 1986 году, была произведена переоценка рисков, и аналитики получили сногсшибательный прогноз: 1 из 9. Скажите честно, вы бы сели в кабину космического корабля с такими шансами испариться?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Единственный старт комплекса «Энергия — Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур фото
Единственный старт комплекса «Энергия — Буран» 15 ноября 1988 года с космодрома Байконур
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что Советский Союз отказался от программы «Буран» из-за экономических проблем. Как знать — возможно, наблюдения за мучениями американцев укрепили космическое руководство СССР и позже Россию в этом решении.

Кто в итоге победил

Пожалуй, обе страны можно назвать проигравшими и выигравшими одновременно. Формально США победили, доведя программу «Спейс Шаттл» до логического конца. На практике, ее убыточность можно развать проигрышем.

Однако от технологической гонки обе страны выиграли. Решения, опробованные в программах «Буран» и Space Shuttle, нашли применение в других космических аппаратах. Здоровая конкуренция всегда идет на пользу.

Уроки «Шаттла»

Нельзя сказать, что мир отказался от идеи многоразовых космических кораблей. На самом деле, опыт с челноками изменил представления о том, как именно реализовать эту идею. Например, нынешние американские космические корабли серии Dragon и Dragon 2 хоть и не имеют крыльев или двигателя для полетов в атмосфере, но их спускаемая капсула — многоразовая. Аналогичным образом будут устроены и будущие корабли типа Orion, как и разрабатываемые сейчас в России аппараты «Орел».