Как в старину тормозили поезда: это вас удивит

Вместе с паровозами умерла профессия тормозных кондукторов, а заодно ушла в прошлое необычная сигнальная система, применявшаяся на железных дорогах.
Как в старину тормозили поезда: это вас удивит
Zimin.V.G. / Wikipedia
Современные поезда оснащаются автоматическими тормозами, которые срабатывают одновременно во всех вагонах по команде машиниста.

Как правило, грузовые поезда оборудованы пневматической тормозной системой, а пассажирские электропневматической, работающей более комфортно. Как они устроены, Techinsider ранее рассказывал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создание автоматических тормозных систем стало возможным, когда железные дороги перешли на тепловозы и электровозы. На локомотивах появились компрессоры, которые могут накачивать воздух в тормозную магистраль.

А теперь все вместе

Между тем, во времена царствования паровозов остановка поезда требовала слаженной работы целой команды тормозных кондукторов, приставленных к каждому вагону. Сигнал к торможению подавал машинист — три коротких гудка. После этого кондукторы должны были закрутить рычаг механического привода, прижимавшего колодки к колесам.

Площадка кондуктора с рычагом привода томозов. фото
Площадка кондуктора с рычагом привода томозов.
Автор неизвестен / В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Второй задачей этих кондукторов было извещать машиниста о необходимости экстренной остановки. Через весь состав протягивалась сигнальная веревка. В ранней истории железных дорог ее привязывали к колоколу, установленному на паровозе, а позже к рычагу паровозного гудка.

Железные дороги сохранили этот способ связи и позже, когда появились автоматические тормоза, на экстренный случай. Со временем отказались совсем, потому что электрические способы связи оказались и надежнее, и удобнее.