Есть ли в мире грузовые поезда-пули: простой вопрос и неочевидный ответ
Это не значит, что железнодорожники никогда не думали о сверхбыстрой перевозке грузов. Грузовые самолеты же существуют — наверное, нашлось бы применение и для грузовых поездов-пуль?
Например, такой вариант всерьез прорабатывали японские железнодорожные компании, когда строили свой знаменитый синкансэн.
Однако они отказались, а вслед за ними и большинство стран (не все — об исключениях позже). Дело в том, что главное достоинство железных дорог, за которое его ценят транспортники — это низкая себестоимость перевозок, а не скорость доставки.
Однако скоростные поезда этого преимущества не имеют: чтобы преодолевать высокое сопротивление воздуха, они тратят массу энергии.
Вдобавок, поезд-пуля не может быть тяжелым, иначе он быстро разрушит пути. Пассажирские же поезда очень легкие: фактически, они везут воздух.
А теперь об исключениях
Есть все же два типа клиентов, которым быстрая доставка нужна, а груз они возят не очень тяжелый — почта и службы экспресс-доставки. Ради них во Франции один состав французского поезда-пули TGV переоборудовали под перевозку почтовых отправлений. Под названием La Poste он с 1984-го по 2015-й г. возил почту на скоростях до 270 км/ч, оставаясь единственным высокоскоростным почтовым поездом мира.
В 2018-м в Италии повторили французский опыт, организовав сервис Mercitalia Fast. Он использует переоборудованные пассажирские поезда ETR 500 для перевозки грузов со средней скоростью 180 км/ч.
В Китае и Германии курьерские отправления тоже можно перевезти скоростным поездом, но для этого не нужны отдельные поезда. Вместо этого для грузов используют багажные полки и другие незанятые места в пассажирских вагонах.