36-местный лайнер совершил первый полет в 1949 году. Однако он предназначался для регулярных пассажирских перевозок, а до появления частной реактивной авиации оставалось почти десятилетие — до того, как в 1957-м поднялся в небо Lockheed JetStar, признанный первый бизнес-джет мира.
Элвис, короли и военные: удивительные факты о первом бизнес-джете мира

Возможно, уже в этот момент вы ощутили легкое удивление. «Локхид»? Американская компания больше известна своими военными самолетами, хотя гражданские в свое время тоже заняли важное место в ее истории.
JetStar разрабатывали с прицелом на получение контракта от американских ВВС. Позже военный бюджет США был сильно урезан и закупки пассажирских самолетов для высших чинов были отменены. Лишившись поддержки Пентагона, Lockheed решил разрабатывать самолет самостоятельно для мирного применения.
Шумный и большой
По меркам класса частных самолетов, он получился довольно большим: 8 или 10 пассажирских кресел, плюс два пилота. В хвостовой части оборудована полноценная уборная. В проходе между креслами можно даже выпрямиться во весь рост.
Гондолы на крыльях — это внешние топливные баки. И необычная деталь — четыре двигателя в хвосте, по два с каждой стороны от фюзеляжа. Скорость JetStar развивал чуть выше 900 км/ч, а дальность полета составляла 4000 км.
Надо сказать, двигатели эти поначалу отличались шумностью и неэкономичностью. Из-за этого в семидесятых «Джетстарам» ранних серий даже запретили садиться в американских аэропортах. Тогда Lockheed разработал модифицированные версии с другими двигателями и переработанной аэродинамикой, получившими обозначения 731 JetStar и JetStar II.
Какие люди!
Звание пионера не сделало JetStar звездой частной авиации. Да, он был популярен, но пальму первенства в продажах быстро перехватил более маленький и удобный конкурент Learjet 23.
Кому-то больше нравился XL-размер локхидовской машины. В их числе Элвис Пресли, владевший двумя JetStar, Френк Синатра и президент США Ричард Никсон.

А кроме того, Lockheed ухватил-таки контракты от военных не только в США, но и в других странах. Например, есть сведения, что высокопоставленные иранские военные до сих пор летают на «Джетстарах» модернизированных серий.
А оригинальных в небе уже не встретишь, разве что на авиашоу. Последний из действующих JetStar ушел на пенсию в 2019 году, пролетав 53 года и сменив трех владельцев. Неплохо, хотя частные самолетыв целом живут долго.
Редкие кадры: оригинальный JetStar поднимается в небо.