Элвис, короли и военные: удивительные факты о первом бизнес-джете мира

Lockheed JetStar все еще можно изредка увидеть в воздухе, хотя многим экземплярам уже больше полувека.
Рома Назаров
Рома Назаров
Элвис, короли и военные: удивительные факты о первом бизнес-джете мира
Shahram Sharifi / Wikipedia
Первым пассажирским реактивным самолетом мира стал британский De Havilland Comet.

36-местный лайнер совершил первый полет в 1949 году. Однако он предназначался для регулярных пассажирских перевозок, а до появления частной реактивной авиации оставалось почти десятилетие — до того, как в 1957-м поднялся в небо Lockheed JetStar, признанный первый бизнес-джет мира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможно, уже в этот момент вы ощутили легкое удивление. «Локхид»? Американская компания больше известна своими военными самолетами, хотя гражданские в свое время тоже заняли важное место в ее истории.

JetStar разрабатывали с прицелом на получение контракта от американских ВВС. Позже военный бюджет США был сильно урезан и закупки пассажирских самолетов для высших чинов были отменены. Лишившись поддержки Пентагона, Lockheed решил разрабатывать самолет самостоятельно для мирного применения.

Шумный и большой

По меркам класса частных самолетов, он получился довольно большим: 8 или 10 пассажирских кресел, плюс два пилота. В хвостовой части оборудована полноценная уборная. В проходе между креслами можно даже выпрямиться во весь рост.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Гондолы на крыльях — это внешние топливные баки. И необычная деталь — четыре двигателя в хвосте, по два с каждой стороны от фюзеляжа. Скорость JetStar развивал чуть выше 900 км/ч, а дальность полета составляла 4000 км.

Надо сказать, двигатели эти поначалу отличались шумностью и неэкономичностью. Из-за этого в семидесятых «Джетстарам» ранних серий даже запретили садиться в американских аэропортах. Тогда Lockheed разработал модифицированные версии с другими двигателями и переработанной аэродинамикой, получившими обозначения 731 JetStar и JetStar II.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие люди!

Звание пионера не сделало JetStar звездой частной авиации. Да, он был популярен, но пальму первенства в продажах быстро перехватил более маленький и удобный конкурент Learjet 23.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кому-то больше нравился XL-размер локхидовской машины. В их числе Элвис Пресли, владевший двумя JetStar, Френк Синатра и президент США Ричард Никсон.

Пилон с двумя турбинами на JetStar Элвиса Пресли. фото
Пилон с двумя турбинами на JetStar Элвиса Пресли.
Thomas R Machnitzki via Wikimedia

А кроме того, Lockheed ухватил-таки контракты от военных не только в США, но и в других странах. Например, есть сведения, что высокопоставленные иранские военные до сих пор летают на «Джетстарах» модернизированных серий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А оригинальных в небе уже не встретишь, разве что на авиашоу. Последний из действующих JetStar ушел на пенсию в 2019 году, пролетав 53 года и сменив трех владельцев. Неплохо, хотя частные самолетыв целом живут долго.

Редкие кадры: оригинальный JetStar поднимается в небо.