Дороги станут свободнее: в России разработали программу для оптимального развития транспортных сетей

Студент Московского авиационного института разработал программное обеспечение, позволяющее просчитывать оптимальные параметры дорожных сетей с учетом планируемых транспортных потоков.
Дороги станут свободнее: в России разработали программу для оптимального развития транспортных сетей
Unsplash
С помощью ПО можно эффективно повышать пропускную способность дорог, а также выявлять необходимость в строительстве новых.

Работа проводилась студентом Георгием Тумановым на базе института № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ под руководством доцента кафедры 804 «Теория вероятностей и компьютерное моделирование» Сергея Иванова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Для планирования пользователю необходимо задать в программу параметры дороги. Учитываются цена увеличения пропускной способности, затраты на содержание дороги, в зависимости от суммарного транспортного потока и другие издержки. Также задаются объемы перевозок между пунктами. В отличие от предыдущих параметров, которые являются константами, размеры перевозок – случайные величины с известным распределением. В итоге получается вектор чисел, по значениям которого можно определить, какое увеличение пропускной способности будет оптимальным для конкретной дороги, – рассказывает Георгий. – В случае, если дорога двусторонняя, ее направления просчитываются отдельно».

Работа над инновационным ПО уже завершена. При его создании использовались язык программирования Python и библиотека Gurobipy для решения смешанной задачи линейного программирования. Как отмечает сам разработчик, сходимость результатов расчета для различных вариантов транспортных сетей была доказана аналитически. В 2023 году работа заняла призовое место на XLIX Международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Модель учитывает уже построенные дороги, однако, задав параметры определённым образом, можно сымитировать несуществующую. Если для нее значение вектора будет положительным, это будет означать, что дорогу нужно построить», — отмечает Георгий.

Разработчик рассчитывает, что ПО будет полезно организациям, занимающимся развитием дорожных сетей. Однако модель может быть адаптирована и для других задач, при решении которых необходимо учитывать возможные негативные последствия оптимизации. Например, ПО может использоваться на производстве при увеличении объемов выпуска продукции в других областях.

Георгий Туманов
Георгий Туманов
МАИ