Интеллектуал: как устроен новый умный район Москвы
Умный дом
Лет десять назад в квартирах наших сотрудников стали появляться элементы умного дома. Сегодня уже можно попросить искусственный интеллект включить свет, задернуть шторы, пропылесосить квартиру. Но это отдельные умные вещи; сделать умным дом нельзя – его таким можно лишь создать изначально, встроив все интеллектуальные системы не только в квартиру, но и в здание. И желательно в квартал.
Жизнь по сценарию
На входе помимо традиционных выключателей установлены сценарные кнопки. В базовом варианте их четыре: «День», «Ночь», «Я дома» и «Ухожу». Например, при активации сценария «Ухожу» система сама приглушит свет и выведет климат во всех комнатах на базовый уровень: зимой сделает чуть холоднее, летом – наоборот. Если уезжаете надолго, то с помощью длительного нажатия на кнопку можно запустить сценарий «Длительное отсутствие»: климат-контроль, полотенцесушители, теплый пол и розетки отключатся, а подача воды автоматически перекроется. Впрочем, кнопки можно вообще не нажимать, а просто сказать: «Салют, я ушел».
Система защиты от протечек
Про такую систему мы впервые написали в 2013 году – тогда это было усовершенствование для стиральных машин. Но протечка может возникнуть не только в стиралке: с затоплением сверху, наверное, сталкивались все. Когда весь дом умный, датчики располагаются в нескольких местах, чтобы охватить наиболее вероятные варианты – кухню и санузел. При обнаружении протечки система автоматически перекроет водоснабжение, пришлет пользователю пуш-уведомление и сообщит о проблеме в управляющую компанию.
Распределенная теплогенерация
А вот о такой технологии мы даже не знали. Для нас норма – центральное отопление, когда тепло в квартиру поступает с ближайшей ТЭЦ, или индивидуальное, когда частные дома обогреваются котлами либо бойлерами. В СберСити сделали иначе: там на крышах решили смонтировать около 80 современных энергоцентров, которые будут снабжать ближайшие здания горячей водой, теплом и холодом, причем без всякого углеродного следа. Это позволит экономить на потерях в магистральных трубопроводах, которые обычно ведут от ТЭЦ, и гибко планировать потребление тепла, что положительно скажется на суммах коммунальных счетов. Кстати, все данные о температуре в комнатах, ее соответствии заданным жильцом установкам стекаются в Центр энергоменеджмента, который программно прогнозирует энергопотребление на уровне всего жилого комплекса и управляет энергоцентром, обеспечивая оптимальный режим выработки тепла.
Энергосберегающие окна
Редакция писала о них в 2015-м. Окна с высокой энергоэффективностью – инвестиция, которая позволит сократить расходы: зимой – на отоплении, летом – на кондиционировании. Для снижения теплопотерь в стеклопакеты устанавливаются стекла с напыленным теплоотражающим покрытием. Зимой инфракрасное излучение отражается от поверхности, и тепло остается в помещении. Летом же, наоборот, стекло не пропускает солнечную энергию, которая нагревает предметы внутри комнаты. При этом освещенность не ухудшается. Трехслойные стеклопакеты не только позволяют поддерживать комфортную температуру, но и создают прекрасную звукоизоляцию.
Солнечные панели на фасадах
О них нам в 2006 году рассказал Норман Фостер, который тогда собирался строить в Москва-Сити экологичный супернебоскреб. Башню Фостера в столице мы так не увидели, а вот солнечные панели на крышах и фасадах зданий в СберСити – да. Солнечные панели не только покрывают до 30% потребности здания в электроэнергии, но и выполняют декоративную функцию: их научились красить в цвет фасада. При этом необходимость в отделке фасадов, закрытых панелями, отпадает, что существенно экономит деньги жильцов при оплате электроэнергии.
Системы центрального кондиционирования
Первое упоминание о них в нашем журнале появилось в 2009-м. Известно, что по-настоящему хороший воздух в помещениях могут обеспечить исключительно системы центрального кондиционирования, в которых используются крупногабаритные абсорбционные холодильные машины – безопасная и экологичная альтернатива традиционным кондиционерам, работающим на фреоне и портящим внешний облик зданий. Токсичный хладагент в этих установках заменен водой, что позволяет снизить эксплуатационные расходы. Абсорбционные машины устанавливаются на крыше, их не видно и не слышно, при этом в квартиры по специальным каналам подается чистый охлажденный воздух. Регулируя подачу воздуха в помещение, система может точно поддерживать заданную температуру.
Вакуумное удаление отходов
С этой технологией мы знакомили читателей в 2013 году. Работает она так: в зданиях или на улице устанавливается группа терминалов, соединенных с сетью труб, которые проложены под землей до станции сбора мусора. После того как пакет с отходами опускают в люк терминала, мусор попадает в стек «камеры хранения», где дожидается управляющего сигнала, который открывает шлюз камеры. Обычно это происходит несколько раз в сутки или при заполнении емкости. Далее пакеты подхватываются воздушным потоком и летят со скоростью примерно 70 км/ч, преодолевая расстояние до станции за несколько минут. Там мусор прессуют, уменьшая в объеме почти в 20 раз. При раздельном сборе система несколько упрощается: бумага и пластик уезжают на переработку, минуя пресс. Баки с отходами заполняются по несколько раз в день, герметично закрываются и готовятся к отправке на свалку.
Безопасность
Системы доступа по лицам привлекли наше внимание в 2007 году. В то время подобная технология выглядела фантастикой, даже термина Face ID тогда еще не было. Прошло полтора десятка лет – и вот уже на территорию СберСити, в дома, на паркинг и в другие места можно проходить по целому набору идентификаторов: по радиочастотным меткам BLE, по карточке, по одноразовому пин-коду. Разумеется, работают и Face ID, и распознавание автомобильных номеров при въезде. Интеллектуальные системы даже способны, не нарушая приватности, в автоматическом режиме зафиксировать драку: все участники конфликта на мониторах будут отображаться в схематичном, «скелетном» виде.
Электрический транспорт
Об электромобилях мы начали писать ровно 20 лет назад. И уже тогда стоял вопрос, где их заряжать. Сейчас никто не сомневается, что будущее за этим экологичным видом транспорта. По всей территории планируется разместить зарядные станции и проложить трехфазную проводку ко всем машиноместам в паркингах. Как только будут готовы регулирующие документы, там можно будет установить персональные зарядные станции.
Идея «15-минутного города»
Античный архитектор Гипподам Милетский придумал основу всей современной урбанистики – квартальную систему с идеальной транспортной доступностью. Нынешние градостроительные концепции следуют ей. Кварталы спроектированы так, что до всех значимых объектов на территории можно дойти пешком за 10–15 минут: от школ до метро, от спортклубов до работы – в комплексе есть бизнес-центры. Более того, детей здесь можно отпускать в школу без сопровождения: система автоматически отследит прохождение ребенком контрольных точек и уведомит родителей о его перемещениях.