Как водитель трамвая переключает стрелку: вы удивитесь, насколько всё просто
На этот случай в кабине трамвая держали металлический заострённый стержень, вроде небольшого ломика. Перед стрелкой водитель останавливал вагон, вылезал и этим ломиком передвигал клинья стрелки.
Эти остановки утомительны для водителя, замедляют движение и опасны, кстати, поскольку водителю приходится выходить на проезжую часть. Хотя ручные стрелки до сих пор встречаются в отдельных местах, большинство развилок оборудованы автоматическими системами.
Как устроена автоматическая стрелка
Справа и слева от неё находятся два электромагнитных привода, получившие название «сериесный» и «шунтовой». Устроены они очень просто: катушка с подвижным сердечником. Когда на катушку подаётся ток, она втягивает сердечник внутрь. Питают их контакты, подвешенные на провода трамвайной сети:
- контакт левого привода – за несколько метров до стрелки,
- контакт правого привода – через 25-50 метров после неё.
Как действует водитель
По умолчанию стрелка переведена вправо.
- Если надо повернуть налево, водитель проезжает под первым контактом с включенным двигателем. В этот момент левый привод оказывается включённым в цепь трамвая, активируется и переводит стрелку влево.
- Если надо повернуть вправо, водитель проезжает под контактом с выключенным двигателем, накатом. При этом ток в цепи не возникает и левый привод не включается.
- Проехав стрелку, трамвай доезжает до второго контакта. Он активирует правый привод и возвращает стрелку в правое положение.
Такая система используется в большинстве российских городов.
А сейчас трамвайные парки всего мира начали переходить на программируемые системы с беспроводным управлением. Это проще и дешевле... хотя, на наш взгляд, не так остроумно с инженерной точки зрения. А вы как считаете?