Спасение утопающих – дело рук беспилотников. Российские студенты разработали мобильный комплекс для спасения на воде
«Я из Калининградской области, прилегающей к Балтийскому морю. В местных новостях я часто вижу репортажи о несчастных случаях на воде, а однажды и сам попал в отливное течение, — рассказывает инициатор проекта, студент института № 1 "Авиационная техника" МАИ Дмитрий Князев. — Наш комплекс упростит работу сотрудникам служб спасения и, надеюсь, сможет сохранить человеческие жизни».
Мобильный комплекс можно быстро развернуть и подготовить к работе в любом месте. Он состоит из беспилотной авиационной системы, беспилотного надводного аппарата и центральной станции.
Беспилотная авиационная система представляет собой самолет с камерой, который осуществляет осмотр территории по заданному маршруту. Потенциально опасные ситуации распознаются с помощью нейросети, предварительно обученной на размеченных фотографиях, после чего кадры отправляется на центральную станцию, где их видит оператор.
Если оператор подтверждает, что человек находится в беде, в дело вступает беспилотный надводный аппарат. В обычное время он параллельно с беспилотным самолётом патрулирует акваторию, передавая на центральную станцию данные об отливных течениях, которые также учитываются в алгоритме разметки. Получив сигнал, надводный аппарат двигается по направлению к тонущему со скоростью примерно 60 км/ч. Приблизившись на расстояние 4–5 метров, он переходит в режим ручного управления.
За обмен информацией между всеми элементами комплекса отвечает центральная станция. Она получает данные от беспилотников и организует Wi-Fi сеть, к которой подключается оператор, чтобы управлять аппаратами через приложение. Также к этой сети можно присоединиться через web-интерфейс, чтобы наблюдать за ходом спасательной работы.
Возможность реализовать свою идею у студентов появилась благодаря организованному Дирекцией «Аэромобильность» МАИ конкурсу «БЛАбаттл», где ребята заняли II место. Конкурс, прошедший весной этого года, призван выявить и поддержать талантливых студентов, раскрыть их предпринимательский потенциал и дать толчок к развитию инновационных идей в сфере беспилотных авиационных систем.
«Такие события как "БЛАбаттл" создают мотивацию для развития, позволяют найти новые идеи и увлеченных единомышленников. В жюри оказались настоящие профессионалы своего дела. Они дали ценные комментарии по поводу нашего проекта. В перспективе мероприятие позволяет влиться в сообщество людей, увлеченных беспилотниками, что дает основательную базу для дальнейшего развития в этой отрасли», — добавляет участник команды, студент института № 1 «Авиационная техника» Николай Федорович.
Команды-финалисты получили грантовую поддержку, в рамках которой была осуществлена закупка комплектующих для аппаратов, расходных материалов и программного обеспечения, прошли стажировки и консультации в центрах компетенций МАИ. Работу над своими проектами участники продолжили совместно с наставниками от Дирекции «Аэромобильность», среди которых опытные разработчики беспилотных авиационных систем и профессиональные пилоты БВС.
Анатомическая форма спасательного судна позволяет человеку удобно удерживаться на нем во время буксировки к берегу. Все это время оператор общается с пострадавшим посредством встроенных динамиков и микрофона.