Туннель 19 века привёл в восторг современных инженеров. Теперь это высокоточный испытательный трек

Железнодорожный туннель, построенный ещё в викторианскую эпоху, оказался идеальной аэродинамической трубой для испытаний автомобилей.
Туннель 19 века привёл в восторг современных инженеров. Теперь это высокоточный испытательный трек
Catesby Tunnel
Железнодорожному туннелю Кейтсби в Великобритании скоро исполнится 130 лет.

Его постройка между 1895 и 1897 годами вызвана курьёзной причиной – видите ли, владелец соседнего поместья возражал против зрелища «гадких поездов», снующих по его земле.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом 2,7-километровый туннель несколько десятилетий простоял без использования – пока на него не обратили внимание инженеры, занимающиеся испытанием аэродинамических характеристик автомобилей.

Новая жизнь Кейтсби

Для точного вычисления воздушного сопротивления, действующего на кузов, обычно требуется аэродинамическая труба, ведь при реальном вождении трудно отсечь посторонние факторы. Вот если бы существовал идеально прямой и точно отшлифованный участок дороги с постоянным микроклиматом...

Оказалось, что туннель Кейтсби на 100% отвечает этим требованиям. Построен он с филигранной точностью даже по современным стандартам – отклонение от прямой линии по всей длине не превышает 3 мм. Слой грунта над тоннелем и гермодвери поддерживают постоянную температуру круглый год с колебаниями всего на 1-2°C.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Точность замеров скорости достигает 0,001 км/ч. фото
Точность замеров скорости достигает 0,001 км/ч.
Catesby Tunnel
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этой контролируемой среде удобно измерять аэродинамическое сопротивление и силу трения в колесах. В ходе заезда автомобиль разгоняется до заданной скорости, затем трансмиссия переводится в нейтральное положение и он катится по инерции, а высокоточные стереокамеры замеряют уменьшение скорости со временем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому в 2021 году Кейтсби заасфальтировали и дооборудовали, превратив в испытательный комплекс. Высокоскоростная камера, установленная внутри автомобиля, фиксирует светоотражающие метки, установленные через каждые 5 м вдоль стены туннеля, обеспечивая измерение скорости с точностью до 0,001 км/ч. В торцах тоннеля установлены поворотные платформы – на них автомобиль разворачивают, когда он доезжает до конца тоннеля, и запускают в обратном направлении.

7-минутный видеоролик блогера Тома Скотта показывает, как проходят испытания (смотреть с русскими субтитрами).

Нажми и смотри

Туннель Кейтсби – прекрасный пример перепрофилирования старой инфраструктуры для современного использования. Хотите, чтобы мы рассказали и о других примерах? Дайте нам знать, кликнув удивлённый лайк.