Консультанты, уборщики и грузчики: как умные роботы помогают городу
Мы подготовили доказательства того, что роботы – это не страшно. Более того – они уже давно среди нас, их много и мы им доверяем.
Тикетрон и другие «скучные» технологии
В 1984 году The New York Times рассказала читателям об установке билетных автоматов в аэропортах. Эксперты, опрошенные журналистом, отнеслись к новинке с недоверием. Одни прогнозировали волну безработицы среди билетеров и турагентов, другие были уверены, что продажа билетов компьютеру не под силу, а люди просто не доверят автомату свои деньги.
«Большинство отраслевых экспертов согласны с тем, что машины никогда не смогут давать советы или сравнивать цены, как это делает хороший турагент», – цитирует автор газетыодного из специалистов.
Еще раньше, в 1928 году, специалисты уверяли, что рабочие фабрик обречены на увольнение из-за появления электрических приборов.
Клоним к тому, что житель современного мегаполиса окружен техникой: он не поедет за билетом в аэропорт, не захочет стирать вручную, писать письма от руки и делать каждое селфи на пленочный фотоаппарат. Он привык к банкоматам, мгновенной доставке и электронным сервисам. Специалисты называют такие технологии скучными – мы их не боимся и даже не замечаем, а ведь не можем без них обойтись.
Москва – умный город
На примере столицы можно увидеть, как ускорилась диджитализация за последние годы и как быстро горожане освоили новые сервисы. Власти создали единую цифровую платформу для охвата больных, проработали цепочку диагностики, разбросав по городу КТ-центры, призвали на помощь рентгенологам искусственный интеллект.
Умные алгоритмы помогали горожанам из групп риска получать еду и лекарства даже в изоляции, а детям – учиться, сдавать экзамены и в режиме онлайн поступать в институт.
С концом пандемии тренд на «цифру» в столице не ослаб, но фокус сместился на несрочные решения.
Так, базирующаяся в Москве компания Targetta создает платформы виртуальной реальности для обучения медиков, а резиденты «Технопарка» разработали автономных роботов для переноски тяжелых грузов по складу. В Aripix Robotics сосредоточились на манипуляторах, которые способны упаковать десятки тысяч продуктов и заменить человека на опасном производстве.
Роботы-консультанты Алекс и Даша в МФЦ встречают посетителей в офисе «Мои документы» на востоке Москвы. На службе у Мосводоканала целый парк роботов, которые дни напролет путешествуют под землей в поисках повреждений на трубах. А умная система Мосгаза может в случае происшествия дистанционно перекрыть запорные устройства.
Есть в столице и собственный аналог Да Винчи – медицинский манипулятор «РММ-2» помогает хирургам проводить операции на позвоночнике. Нельзя обойти вниманием еще один уникальный проект российских инженеров и программистов – вендинговый аппарат «Блиндозер», который готовит блины для горожан в Сколково, в парке «Зарядье» и на некоторых станциях «Московского метрополитена».
Робот-уборщик на страже чистых улиц
Одна из новейших разработок – робот-уборщик «Пиксель», который вышел подметать московские улицы в конце апреля этого года. Его разработала столичная компания «Автономика» – резидент кластера «Ломоносов» в научно-технологической долине МГУ. Робот оснащен системой компьютерного зрения с функцией самообучения, он запоминает предметы, людей, но трудится все же под присмотром оператора. Создатели уборщика утверждают, что управлять им сможет даже ребенок.
Симпатичный беспилотник может отработать 16-часовую смену при любой погоде, у него есть бак для воды и реагентов, щетка для подметания и отвал для снега. «Пиксель» умеет добираться в труднодоступные места, он не устает и не мерзнет, поэтому его помощь будет особенно актуальной в снегопады, считают разработчики.
В рамках Startup Village в мае Фонд «Сколково», «Меркатор Холдинг» и «Автономика» подписали соглашение о создании на территории «Сколково» центра роботизации городского хозяйства для тестирования и масштабирования инновационных проектов в области уборки и содержания городов.
В «Автономике» полагают, что полностью самостоятельные и беспилотные машины на улицах мегаполиса – это наше ближайшее будущее. Но пока «Пиксель» одинок и зависим от джойстика.
Пока без революций
Тех, кто работает в сфере высоких технологий, объединяет Московский инновационный кластер. Его участниками стали уже около 35 тыс. организаций, более 900 из них совместно реализуют 42 кооперационных технологичных проекта. Они решают самые разные задачи: от производства лекарств до разработки проектов в сфере микроэлектроники и беспилотного и электротранспорта. Реализовать и протестировать на площадках кластера можно любые новые решения. И даже привлечь инвестиции в развитие проекта. Так, разработчик технологии строительной 3D-печати — компания «Аркон Констракшн» — приняла участие в акселерационной программе StartHub.Moscow и привлекла инвестиции на сумму 48,6 миллионов рублей в развитие проекта. Кроме того, компания получила от правительства Москвы грант в размере 8,9 миллионов рублей, компенсировав затраты на покупку оборудования.
В серийное производство пока выходят только необходимые людям технологии – роботы-погрузчики, кладовщики, сельскохозяйственные беспилотники. Почему же машины до сих пор не потеснили уборщиков, официантов и других работников? Технологические гиганты признают, что роботы-курьеры, например, пока плохо ориентируются в пространстве, мешают движению людей и с трудом преодолевают ситуационные препятствия. Они не могут доставить продукты прямо в квартиру и с ними не получится «передоговориться» об изменениях условий доставки. Выходит, что роботы в столице тихо и незаметно делают именно то, для чего их придумали: помогают городу быть безопаснее и продуктивнее. Но говорить об их повсеместном внедрении преждевременно.