«А теперь все вместе»: как поезд тормозит сразу всеми вагонами
Для штатной остановки обычно используются две:
электрический тормоз на локомотиве и
пневматический автотормоз, одновременно срабатывающий на всех вагонах.
Электрический тормоз
Это не отдельное устройство, а режим тяговых электромоторов локомотива, в котором они работают как генератор тока, отбирая энергию механической инерции поезда и превращая её в электричество.
Использование электрического тормоза даёт железной дороге возможность убить двух зайцев: плавно снижать скорость составов, при этом возвращая часть потраченной электроэнергии.
Пневматический автотормоз
Если вы видели сцепное устройство вагона, то обратили внимание, что рядом с ним болтается толстый шланг.
Эти шланги принадлежат к пневматической тормозной системе, которая объединяет локомотив и все вагоны.
Ещё на каждом вагоне установлены баллоны со сжатым воздухом (запасные резервуары),
система клапанов и
тормозные цилиндры, механически соединённые с тормозными колодками на колёсах.
А локомотив оборудован компрессорами, накачивающими воздух в систему.
Вот как это происходит:
Когда тормоза не нужны, компрессоры накачивают сжатый воздух в резервуары на баллонах – этот режим на языке железнодорожников называется «зарядка".
При торможении машинист краном переводит систему в режим "отпуск". Открываются клапаны, перепускающие воздух в тормозные цилиндры, и те прижимают тормозные колодки к ободам колёс.
Когда торможение заканчивается, воздух выбрасывается из тормозных цилиндров.
После этого всей системе нужно некоторое время, чтобы перезарядить баллоны.
Поэтому к использованию тормозной системы машинисты должны подходить расчётливо.
Предпочитаете смотреть видео? Тогда вам подойдёт 10-минутный ролик от канала «ПодСтук».