Привычные хлопоты: как проходит рабочий день бортпроводника

Вы отправляетесь в путешествие на самолете, приехали в аэропорт и готовитесь пройти все предполетные процедуры. А чем в это время занимается экипаж? В данном материале расскажем о подготовке к рейсу и обязанностях бортпроводников, помимо обслуживания пассажиров.
Привычные хлопоты: как проходит рабочий день бортпроводника
GettyImages

Члены экипажа прибывают в аэропорт за полтора-два часа до вылета рейса и... знакомятся друг с другом. Несмотря на то, что многие пассажиры, глядя на небесных фей, думают, что они долгое время летают одной командой, это не так. Состав экипажа всегда разный, так что своих коллег они зачастую видят первый раз. А вот слаженная работа на борту достигается благодаря четкому распределению обязанностей перед каждым рейсом. Однако прежде чем о них говорить, всем необходимо пройти предрейсовый медосмотр, с которого и начинается полетная смена. Если кто-то из экипажа плохо себя чувствует, он отстраняется от полета, а вместо него вызывается сотрудник из резерва.

Летим разворотный Сочи, на первом лэге у нас 210 паксов, из них 3 инфанта, 1 умка. По обратной загрузке сообщу позже.

Как только допуск от медиков получен, бортпроводники собираются на предполетном брифинге, где старший сообщает информацию о предстоящем рейсе. Часто можно услышать что-то вроде: «Летим разворотный Сочи, на первом лэге у нас 210 паксов, из них 3 инфанта, 1 умка. По обратной загрузке сообщу позже». В переводе на русский язык это звучит так: «Выполняем рейс в Сочи и обратно, на пролете туда у нас 210 пассажиров, из них 3 младенца, 1 несопровождаемый ребенок. Информация о количестве пассажиров, наличии груза на обратном пути будет позже».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Далее старший распределяет зоны ответственности, количество которых зависит от типа самолета. В зону ответственности входят станции бортпроводников (откидные сиденья, которые они занимают на взлете и посадке), аварийные выходы (двери, люки), определенное количество рядов кресел по правому или левому борту, все аварийно-спасательное оборудование в салоне, которое находится в обозначенных пределах, туалеты, кухни. Иными словами, весь самолет поделен на участки, за каждым из которых закрепляется бортпроводник, ответственный за исправность оборудования и порядок.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Следующий этап брифинга – опрос старшим бортпроводником своих коллег. Спросить могут все: правила тушения пожара, порядок оказания помощи, действия при разгерметизации, команды к эвакуации и так далее. Если кто-то окажется некомпетентным, то будет отстранен от рейса с соответствующим замечанием.

Командир сообщает время в пути, данные о погоде, ожидается ли турбулентность, устанавливает правила входа в кабину пилотов.

Если же нареканий нет, брифинг продолжается уже с летным экипажем. Командир сообщает время в пути, данные о погоде, ожидается ли турбулентность, устанавливает правила входа в кабину пилотов, акцентирует внимание на деталях взаимодействия летчиков и бортпроводников. После брифинга экипаж направляется к самолету. Пилоты осматривают борт сначала снаружи на наличие каких-либо дефектов, уточняют информацию об обслуживании воздушного судна у наземных служб, затем поднимаются в кабину и проверяют работу систем и оборудования. Тем временем задача бортпроводников – досмотреть свои зоны ответственности в салоне. Не должно быть посторонних предметов, все оборудование (огнетушители, кислородные баллоны, дымозащитные капюшоны, кипятильники, кофейники и т.д.), туалеты должны быть исправными и, само собой, чистыми. Если есть какие-то замечания, на борт вызываются наземные службы для устранения неполадок, а в отдельных случаях командир может принять решение о замене воздушного судна. Если же претензий нет, члены экипажа подписывают соответствующие бумаги, принимают буфетно-кухонное оборудование и питание, расставляют все по местам и встречают пассажиров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На этом этапе стюардессы не просто улыбаются и помогают людям найти их кресла, но и оценивают, на чью помощь рассчитывать в случае экстренной ситуации, а также могут отказать в перелете тем, кто ведет себя неадекватно или чувствует себя плохо, поскольку на высоте человеку станет только хуже.

Ну, а работа бортпроводника непосредственно в полете уже видна пассажирам. Добавим лишь то, что все действия регламентированы технологией облуживания, инструкциями, распоряжениями и прочими документами. А также каждая стюардесса – это глаза и уши командира. На протяжении всего полета они следят за обстановкой в салоне, работой оборудования, докладывают о нештатных ситуациях, если таковые происходят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

После приземления и высадки пассажиров самолет снова тщательно проверяется, найденные забытые вещи передаются через представителя авиакомпании в аэропорт, приходят сотрудники наземных служб для уборки и загрузки питания, бортпроводники подписывают документы, в очередной раз проверяют салон после выхода всех служб, встречают пассажиров и летят обратно.

По прилете в базовый аэропорт начинаются послеполетные работы. Необходимо убедиться, что все оборудование в рабочем состоянии и находится на своих местах, обо всех неполадках нужно сообщить техникам для оперативного их устранения, а документы, оформленные за рейс, приложить к отчету и сдать документацию в аэропорту.

На этом смена закончена, экипаж отправляется отдыхать. Следующий рейс может быть не раньше чем через 12 часов, а вот куда, когда и кто с кем полетит, решит отдел планирования авиакомпании.