Транспорт будущего: как скоро мы сможем летать на воздушном такси и что для этого делается в России
В последнее время мы постоянно слышим о беспилотниках и их потенциале в различных сферах, но кажется, именно сейчас они по-настоящему привлекают внимание бизнеса.
Мы видели множество интересных разработок в области беспилотных аппаратов. Большинство из них — стартапы без собственного производства, полностью завязанные на внешнем финансировании. Лишь единичные проекты проходят «долину смерти» и выводят свои пилотные образцы хотя бы в мелкую серию. Что уж говорить про серийное производство аэротакси и грузовых БВС (беспилотных воздушных систем) — подобные проекты можно по пальцам пересчитать.
В мире всего пара-тройка компаний может похвастать реальными достижениями в области беспилотного аэротакси. Они у всех на слуху – германский Volocopter, американский Joby Aviation и китайский EHang. К примеру, аппараты EHang используют даже экстренные службы в США и Канаде, а в родном Гуанчжоу аэротакси перевозят пассажиров по экспериментальным маршрутам.
Но и в России есть проект, который может потягаться с американскими стартапами и китайским EHang. Это проект Hi-Fly компании «Транспорт будущего».
Будущее — за нами
«Транспорт будущего» развивает проект Hi-Fly с 2021 года. За это время инженеры компании не только научили летать несколько прототипов, но и наладили их мелкосерийное производство. Убедительно показали: отечественные разработки ничуть не хуже зарубежных. А в некотором смысле даже лучше, учитывая скорость, с которой они выходят на рынок и находят применение в различных областях.
На сегодняшний день проект Hi-Fly активно разрабатывает платформы для беспилотных летательных аппаратов с различными областями применения: грузовые и пассажирские перевозки, сельское хозяйство.
Многие стартапы, создающие аэротакси и беспилотники, возникли еще 7—8 лет назад, однако до сих пор мало кто из них смог продвинуться дальше летающего прототипа и красивых промороликов. В чем же ключевая разница между стартапом и полноценной компанией, производящей такой сложный и наукоемкий продукт? В принципиально ином подходе к проектам.
Пока стартапы концентрируются на совершенствовании прототипа, чтобы убедить инвесторов закрыть очередной раунд финансирования, производственные компании после успешных летных испытаний пускают продукт в мелкую серию и ищут заказчиков. Сразу становится ясно, какую модель дрона стоит доработать, а какая будет пользоваться всё большим спросом на рынке.
Если модель окажется востребованной, ее понадобится производить и в больших объемах. Как правило, в таком случае компания привлекает партнеров для запуска производства и закупает комплектующие по всему миру. В итоге цена серийного дрона оказывается пугающей для многих потенциальных клиентов.
Другое дело — собственный завод по производству комплектующих, позволяющий удешевить конечный продукт и снизить зависимость от поставщиков.
Опора для неба
«Транспорт будущего» строит в особой экономической зоне Тольятти первый завод по серийному производству БАС. Производство станет реальной опорой для всей отрасли отечественного беспилотия. Представьте масштаб – только производственные цеха займут 44 тысячи квадратных метров! Уже в следующем году завод сможет выпустить до 3 тысяч аппаратов массой от 12 до 700 кг.
Все ключевые элементы беспилотных систем Hi-Fly также создаются в России. Сегодня, когда в стране остро ощущается нехватка комплектующих, материалов и пр., построение бизнес-модели «100% своё» как нельзя актуально.
Примечательно, что на производстве будут не только собирать дроны и производить компоненты беспилотников, но также сертифицировать готовые изделия и обучать внешних пилотов.
Кузница будущего
Но едва ли не важнее импортозамещения в инновационной сфере БАС аккумулирование талантов, прорывных идей и неожиданных решений.
И разработка, и производство беспилотных авиационных систем остаются направлением, в котором жизненно необходимы опытные конструкторы, ученые, испытатели.
Второй год «Транспорт будущего» собирает всех, кому небезразлично беспилотное будущее России, на практическую конференцию «Разумные от народа».
В этом году региональные этапы прошли в Жуковском и Самаре, Новосибирске и Таганроге.
На конференции не только традиционные доклады и презентации, но и демонстрация реальных результатов. Так, на этапы в Самаре и Таганроге «Транспорт будущего» привез БАС и комплектующие собственного производства.
За год сфера интересов «Разумных от народа» переросла только беспилотие. У «Транспорта будущего» есть проект Hi-Energy, занимающийся разработкой перспективных АКБ и исследованием твердооксидных топливных элементов (ТОТЭ), в том числе для БАС, которые сегодня так нуждаются в мощных источниках энергии. К слову, в разгаре строительство завода по производству аккумуляторных батарей на территории Белой Вежи.
Интересная деталь. За специалистами, способными развить отрасль ТОТЭ в России и вывести беспилотники на новый уровень, «Транспорт будущего» отправился аж в Новосибирск. Здесь, в Академгородке концентрация ученых, годами работающих над источниками энергии, пожалуй, максимальная в России.
В компании настроены развивать отечественную отрасль беспилотников всеми возможными способами. У вас есть свой летающий прототип БАС — оценят и помогут пустить в мелкую серию. Есть энтузиазм, знания и желание своими руками создавать будущее транспорта — пригласят в команду.
Александру посчастливилось буквально прикоснуться к будущему на конференции в Таганроге. Своими впечатлениями главный редактор журнала TechInsider поделился в этом ролике:
Таганрог хоть и стал последним региональным этапом, Hi-Fly готовит к взлету финал «Разумных». Пройдет он 13 мая в Белой Веже.
В отличие от региональных этапов, мероприятие в Белой Веже не ограничится выставкой моделей БАС и представлением проектов энтузиастов. «Транспорт будущего» проведет экскурсию по своему предприятию и покажет, как создается будущее российской беспилотной авиации.
Хотите посмотреть, как выглядит будущее? Присоединяйтесь к «Разумным от народа 3.0». Мы обязательно о них расскажем!
Реклама. https://hi-fly.ru