Скача по шпалам, эти злосчастные колеса способны натворить массу разрушений.
Хитрая технология: как железнодорожники узнают, что колеса сошли с рельс

Чтобы как можно быстрее выявить такие колеса, железнодорожные инженеры разработали так называемое устройство контроля схода подвижного состава (УКСПС).

По металлическим планкам, установленным рядом с рельсами, протекает слабый электрический ток. Сошедшие с рельс колеса неизбежно разрушат планку. Ток прекратится, это зафиксирует управляющая автоматика и поезд получит команду на экстренное торможение.
Как контролируют нижний габарит
Иногда случается, что с вагона или локомотива ниже рельсов свисает какой-то предмет. Это может быть часть плохо закрепленного груза, оторвавшийся шланг или что-то другое. Тоже неприятная ситуация, чреватая материальными разрушениями.
В такой ситуации УКСПС также подаст сигнал тревоги.
А что было до появления автоматики?
Еще до широкой автоматизации железных дорог использовалось другое решение. Перед железнодорожными переездами и в других ключевых местах между рельсами монтировали черно-белые полосатые брусья - планки нижнего габарита. Около них дежурил сотрудник, следивший, не повреждает ли поезд планку.